Чтобы избежать в дальнейшем скопления брошенных и отставленных грузовых составов на сети "Укрзалзныци", необходимо внедрить открытую информационную систему, которая бы позволила равномерно планировать нагрузку на ж/д инфраструктуру и в которой бы могли взаимодействовать все участники перевозочного процесса.
Как передает ЦТС, такое мнение высказал член логистического комитета ЕБА и советник главы АО УЗ Юрий Щуклин.
По его словам, отсутствие доступа участников логистической цепочки к данным о провозной способности железных дорог и нагрузке на инфраструктуру перевозок периодически приводит к увеличению количества брошенных поездов, что негативно сказывается на всех участниках рынка перевозок.
"Есть мнение, что причина такого явления, как брошенные поезда - дефицит тягового подвижного состава и нехватка локомотивных бригад "Укрзализныци". Но настоящая причина в другом. Существующая система организации перевозок не дает возможность взаимодействовать всем участникам логистической цепочки, чтобы видеть возможности друг друга. Участники перевозочного процесса планируют свои действия без учета действий других сторон и возможных последствий. И поэтому неизбежно возникают ситуации, когда запланированные перевозки физически невозможно выполнить. Грузоотправители несут потери из-за возрастающих ставок на вагоны и несвоевременной отгрузки продукции. "Укрзализныця", как перевозчик, несет затраты на оплату штрафов и за просрочку доставки грузов. В итоге - все ложится на себестоимость продукции, что делает ее менее конкурентоспособной на внешних рынках, что в свою очередь приводит к снижению валютных поступлений в Украину", - отметил эксперт.
По мнению Щуклина, открытая информационная система даст возможность долгосрочного планирования нагрузки на все инфраструктуры - а это элеватор, железная дорога, порт, станция, портовый терминал. И тогда была бы возможность предупредить такое явление, как брошенные поезда. Потому что в открытой системе можно увидеть признаки грядущего дефицита ресурса (например, тягового подвижного состава и локомотивных бригад) и перенаправить этот ресурс из тех регионов, где дефицита нет. Это также помогло бы повысить прогнозируемость использования локомотивов и локомотивных бригад, вагонов, уменьшить их дефицит для перевозки заданных объемов, повысить пропускную и провозную способность узловых и сортировочных станций.
Как сообщалось ранее, по состоянию на 10 февраля, на сети УЗ находилось 94 брошенных поезда.
Также отмечалось ухудшение оборота вагонов в январе, по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года. Одним из повлиявших на это факторов стало увеличение объемов погрузки "Укрзализныцей". Так, в январе 2022 года количество вагонопогрузок всего парка ПС составляло 333 985 против 291 711 в январе 2021 года. Вместе с тем, январский показатель этого года оказался ниже декабря 2021 года, когда вагонопогрузок было 351 821.
Среди других причин ухудшения оборота вагонов участники рынка называли дефицит локомотивов и нехватку локомотивных бригад, погодные условия, неудовлетворительную выгрузку в портах.