Сегодня, 4 февраля, в ходе обсуждения транспортного блока проекта Национальной транспортной стратегии - 2030 в Кабинете министров Украины очертили, в том числе, перспективы развития отрасли на ближайший год.
В дискуссии, среди прочих, участвовали министр экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко и министр инфраструктуры Владислав Криклий, пишет ЦТС.
Петрашко отметил, что в ближайшем будущем приоритетоами развития транспортной инфраструктуры должны стать восстановление автомобильных дорог, портов, аэропортов, ж/д инфраструктуры и обновление подвижного состава, учитывая его существенную изношенность.
"Для сохранения баланса интересов государства и бизнеса, привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру должно происходить на основе ГЧП. Средств государства на это не хватает, а проекты - глобальные и масштабные", - констатировал Петрашко.
Министр напомнил, что в 2020 году уже были заключены концессионные договора по портам Ольвия и Херсон.
"На этой неделе в Минэкономики поступили шесть концептуальных записок по ГЧП пилотных проектов строительства и эксплуатации дорог", - рассказал глава Минэкономики.
Криклий, в свою очередь, детализировал планы министерства на год.
Ж/д транспорт
"Что касается железнодорожного транспорта, тут у нас происходит евроинтеграционный процесс. Он непростой, но мы должны в этом направлении двигаться - провести анбандлинг УЗ", - отметил глава МИУ.
Криклий отметил прогресс в вопросе внедрения частной тяги на пути общего польщования. "Первые компании пилотного проекта у нас есть и еще будут появляться", - заявил он.
Также министр напомнил, что 2021-й должен стать "историческим годом" в развитии ж/д в ключе обновления инфраструктуры и подвижного состава. "Почти 100 новых пассажирских вагонов - это обновление имеющегося подвижного состава примерно на 5%. Хотим в эту программу включить и обновление ж/д вокзалов, и инфраструктурную составляющую - в первую очередь, что касается электрификации отдельных участков", - отметил он.
"Кроме того, на ж/д мы продолжаем идти к ГЧП: вместе со Всемирным банком разработаны проекты концессии первых шести вокзалов и уже в этом году мы будем начинать эти концессионные проекты".
Внутренний водный транспорт
"У нас наконец появились законодательные засады развития речных артерий, в первую очередь Днепра", - рассказал Криклий. Министр признает, что изношенность основных средств в этой отрасли также очень высока, поэтому ведомство предлагает создать защищенную статью бюджета, из которой можно было бы финансировать обновление системы шлюзов и прочей инфраструктуры.
"Мы должны создать отдельный государственный фонд, который позволит нам постоянно обновлять, финансировать речную инфраструктуру - по примеру Дорожного фонда - который будет защищен специальной статьей бюджета. С его помощью мы сможем гарантировать бизнесу, что период навигации и речных перевозок будет максимальным, насколько будут позволять погодные условия", - рассказал он.
Министр подчеркнул важность развития речного транспорта для сохранения автомобильных дорог. Потенциал роста трафика речным транспортом, по его словам, - больше чем в три раза.
Концессия и приватизация портов
Что касается морского транспорта, то тут принцип "меньше государства - больше частного бизнеса" МИУ, по словам Криклия, продемонстрировало концессиями портов Ольвия и Херсон.
"На этот год у нас запланирован (к передаче в концессию - ЦТС) пассажирский терминал, марина в Одессе. Также Черноморск и Бердянск активно готовятся к концессионным проектам в ближайшем будущем", - рассказал глава транспортного ведомства.
Также министр напомнил о планах по приватизации ряда небольших морских портов.
"Отдельно три проекта, которые мы передали в Фонд госимущества, - Усть-Дунайск, Скадовск и Белгород-Днестровский. Это маленькие порты, которые требуют существенного изменения подхода, и формат концессии здесь не столь привлекателен. Тут должны быть более радикальные изменения", - подчеркнул он.
Аэропорты и авиакомпании
Министр напомнил, что на восстановление аэропортов заложено 2,4 млрд грн. "По аэропорту Днепра им имеем лучший формат сотрудничества - когда государство инвестирует во взлетно-посадочную полосу, а инвестор вкладывает в аэропорт, которым он сможет управлять", - отметил он.
Криклий упомянул еще три аэропорта - Винница, Херсон и Ривне, которые попали в программу развития региональных аэропортов, а также поддержку внутренней авиации, для которой в парламенте зарегистрирован законопроект №2325 об отмене НДС на внутренние авиаперевозки.
"Отдельно добиваемся программы по поддержке наших авиаперевозчиков, потому что, к сожалению, мы чуть ли не единственная страна в Европе, которая не предложила никаких действенных инструментов поддержки авиаперевозчиков в условиях пандемии коронавируса. Мы точно должны быть на их стороне, поскольку они выплачивают немало налогов и отчислений в бюджеты разных уровней", - отметил Криклий.
ГЧП в автодорожной отрасли
"В дорожной сфере 2020 год был максимально эффективным, 2021-й будет не менее амбициозным. У нас в планах развитие дорожной отрасли не только за счет бюджетных средств, но и в формате ГЧП", - рассказал министр.
По его словам, совместно со Всемирным банком отработаны проекты концессии по первым 6 участкам автомобильных дорог общей протяжностью 1400 км.
"У нас была аномальная активность - почти 300 участников, заинтересованных инвесторов, присутствовали на онлайн-встрече. Это уникальная возможность, ведь это долгие ресурсы с обслуживанием, с гарантиями. Контроль и ответственность остается за компанией-исполнителем, которая заходит как концессионер, а государство должно обеспечить долгосрочные обязательства", - отметил Криклий.
Читайте также Бюджет-2021: Что по транспорту