4 февраля в Кабинете министров Украины прошло публичное обсуждение проекта Национальной экономической стратегии страны до 2030 года в части развития промышленности, инфраструктуры и транспорта.

В ходе дискуссии исполнительный директор "Центра економічного відновлення" Кирилл Криволап представил основные показатели стратегии в этом блоке. ЦТС приводит ключевые тезисы, касающиеся транспорта и инфраструктуры.

По словам Криволапа, промышленность создает спрос для таких секторов, как энергетика и транспорт. При этом, сфера транспорта генерирует 3% ВВП и обеспечивает занятость населения на уровне 3%.

"В Украине существует значительный потенциал для наращивания внутреннего спроса, ведь те реформы, которые заложены в основу модернизации транспортной инфраструктуры, жилого строительства и энергомодернизации дают более 40 млрд долл. потенциального внутреннего рынка для развития нашей промышленности", - отметил Криволап. Из них, согласно представленному исследованию, 23 млрд грн приходится именно на модернизацию транспортной инфраструктуры.

"Конечно, внутреннего рынка для реализации украинской промышленности недостаточно, мы должны экспортировать. Мы должны усиливать Экспортно-кредитное агентство (и в этом направлении идет работа), работать над Офисом по продвижению экспорта (потому что сейчас у него бюджет фактически в шесть раз меньше, чем в соседней Польше) и над развитием МИДа с точки зрения продвижения внешних экономических интересов Украины, потому что это направление сейчас финансируются примерно в 40 раз меньше, чем в странах Западной Европы", - констатировал Криволап.

Одним из препятствий развития промышленности, по его словам, является низкое качество логистики: Украина находится на 66-м месте в мире по уровню эффективности логистики.

По уровню транспортной инфраструктуры Украина также не в числе первых. В Европе мы уступаем по этому показателю большинству стран ЕС.

Снимок экрана 2021-02-04 в 17.00.46

"Учитывая позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности по качеству инфраструктуры и прямую зависимость данного компонента с развитием ВВП на одного человека, стает явной еще одна причина низкого уровня экономического развития Украины", - отметил исполнительный директор "Центру економічного відновлення".

Первый предусмотренный Национальной экономической стратегий - 2030 блок, направленный на повышение эффективности этого сектора, - это стимулы для модернизации сектора.

Криволап представил исследование, согласно которому большинство основных средств являются критически изношенными и требуют значительных капиталовложений. В частности, износ основных средств на железной дороге следующий: тепловозы - 98%, электровозы - 94%, пассажирские вагоны - 93%, колея - 27%, грузовые вагоны УЗ - 90%. По состоянию на конец первого полугодия в капитальном ремонте нуждались 6,4 тыс. км путей, в реконструкции - 2,7 тыс. км.

Также в изношенном состоянии находятся 90% автомобильных дорог. По подсчетам BRDO, для их восстановления в течение 5-7 лет необходимо будет ежегодно выделять по 200-250 млрд грн (т. е. 15-20% бюджета Украины).

Отдельный вопрос - мостовая инфраструктура. На сегодня из 5631 моста, исследованного "Укравтодором", в полностью исправном состоянии находятся лишь 2%. При этом количество неработоспособных мостов с 2015 возросло вдвое и составило 2,7%.

"Это очень существенные капиталовложения. В этом вопросе нам необходимо смотреть в сторону ГЧП, концессий и расширения сотрудничества с бизнесом", - отметил Криволап.

Также Криволап подчеркнул важность эффективного и справедливого регулирования. Он напомнил, что в Украине сейчас нет регулятора тарифов на транспорте. "Конкуренция на рынках перевозок фактически отсутствует либо очень ограничена. Вследствие этого у нас в украинские порты - среди самых дорогих как в регионе Черного моря, так и в сравнении с мировыми аналогами", - рассказал представитель "Центру економічного відновлення".

Представленная им графика гласит, что портовые сборы для судов типа Capesize в украинском порту Пивденный составляют 348 тыс. долл. за судозаход, тогда как в нидерландском порту Роттердам - 154 тыс. долл, Хей Пойнт (Австралия) - 115 тыс., Циндао (КНР) - 108 тыс.

Также есть вопросы к тарифообразованию "Укрзализныци".

"Тарифы УЗ не всегда являются экономически обоснованными, да и вообще вся финансовая система "Укрзализныци" не является эффективной. Эти тарифы непредсказуемо изменяются, что имеет негативное влияние на смежные секторы экономики", - добавил эксперт.

Снимок экрана 2021-02-04 в 17.01.05

Он также отметил важность продолжения взятого страной курса на уменьшение доли государства в экономике. В качестве примера Криволап привел Турцию, которая за два десятилетия смогла привлечь в инфраструктуру 64 млрд долл., причем 48% из них пошли в транспортный сектор. Украине же для модернизации транспортной инфраструктуры необходимо не менее 35 млрд долл. США.

Также исполнительный директор "Центру економічного відновлення" представил результаты исследования, согласно которым нашей стране критически необходимо реализовать свой транзитный потенциал, который оценивается в 200 млн тонн в год.

"У нас падает объем транзитных перевозок. Это происходило еще до вторжения РФ и с тех пор только усугубляется. Это сильно влияет на экономическое состояние отрасли. Однако мы имеем все для участия в международных транспортных коридорах", - заявил Криволап.

Снимок экрана 2021-02-04 в 17.01.22

По его словам, на сегодня в Украине полностью отсутствует стратегия развития мультимодальности, низкий уровень контейнеризации, недостаточное использование потенциала интеграции в международные транспортные коридоры. Это именно те пункты, которые нуждаются в корректировке в ближайшее время.

Все указанные предложение были сведены в матрицу Национальной экономической стратегии до 2030 года.

Реализация инициатив стратегии в сфере промышленности, транспорта и инфраструктуры, по подсчетам разработчиков документа, в 10-летней перспективе способна сгенерировать дополнительные 86 млрд долл. к ВВП страны. Суммарный эффект от реализации программы конкретно в сфере инфраструктуры и транспорта оценивается в 51,4 млрд долл. США. Такая составляющая, как модернизация ж/д транспорта и инфраструктуры, в случае полноценной реализации, может обеспечить 19,5 млрд к ВВП Украины, дорожного строительства - 10,8 млрд долл., реализация проектов ГЧП - 6,9 млрд долл.

"Реалистичным заданием является увеличение экономики в два раза, что фактически приведет к увеличению доходов населения практически в три раза", - отметил Криволап.

Напомним, 6 ноября 2020 года в Киеве был представлен аудит украинской экономики, предшествующий созданию Национальной экономической стратегии Украины до 2030 года - документа, который по сути, будет представлять из себя визию развития страны на ближайшие годы.

Читайте также В сфере инфраструктуры Стратегия-2030 предложит целевые программы уже с 2021 года - интервью с "Центром економічного відновлення"