Железная дорога
Аудит. Большинство активов железной дороги критически изношены, в некоторых случаях почти на 100%. Это негативно влияет на стоимость, качество, скорость и безопасность перевозок. Украинская транспортная система до сих пор недостаточно гармонизирована с европейской, важной проблемой является различие ширины железнодорожных колей в Украине и ЕС. Пограничные области Украины с ЕС не имеют достаточного нужного транспортного оснащения для прохода китайских грузовых поездов в рамках проекта Новый шелковый путь. Поэтому один из главных торговых коридоров сейчас проходит в обход Украины: через Казахстан, Россию, Беларусь.
Цели до 2030 года. Модернизировать ж/д инфраструктуру. Полностью ликвидировать просроченные сроки капитальных ремонтов магистральных путей. Уменьшить степень износа локомотивов до 45%.
Морские перевозки
Аудит. Неэффективное регулирование в сфере морского транспорта, в частности портовых сборов, привело к тому, что украинские порты являются одновременно и одними из самых дорогих в мире и одними из наименее эффективных. Завышенные портовые сборы снижают конкурентоспособность экспортеров. Согласно Индексу качества портовой инфраструктуры Всемирного экономического форума, по качеству портовой инфраструктуры Украина имеет 3,5 балла из 7 возможных, что значительно ниже показателей ее соседей и среднего значения по ЕС (4,8/7). За 2019 год в портах страны было обработано 1,2 млн TEU, что на 69% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако, например, в Польше, Германии и Турции этот показатель составлял 2,8 млн, 9,9 млн и 19,6 млн TEU соответственно.
Цели до 2030 года. Обеспечить выполнение планов капитальных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры. Повысить минимальный уровень эффективности в портах до 70%, увеличить обработку грузов до минимум 165 млн т в год. Увеличить количество глубоководных (от 19 м) морских причалов в Украине минимум до 5. Увеличить контейнерные перевозки до объема не менее чем 2 млн т год.
Река
Аудит. Неэффективное регулирование и отсутствие государственной поддержки стало одной из причин упадка речного транспорта. Согласно данным Речной информационной службы Украины, объем речных перевозок с 1990 года сократился в 4-5 раз. Искусственное нагрузки на себестоимость речных перевозок повышают их стоимость по сравнению с другими видами транспорта. В результате доля перевозок речным транспортом в Украине почти в 7 раз меньше, чем в ЕС; несовершенное регулирование отрасли обусловливает ее низкую инвестиционную привлекательность. В речную отрасль сейчас инвестируется менее 1% от совокупного объема капитальных инвестиций в сектор транспорта. Низкий уровень инвестиций привел к значительному сокращению протяженности водных путей (в два раза с 1990 года).
Цели до 2030 года. Увеличить объем грузовых перевозок по реке до 20 млн т в год до 2025 года. Реализовать потенциал Балтийско-Черноморского транспортного коридора.
Автомобильные дороги
Аудит показал, что доля основных дорог, требующих капитального ремонта, выросла более чем в три раза за 2011-2016 годы. Однако основные дороги протяженностью 23 572 км составляют лишь 14% от совокупной протяженности дорог; в изношенном состоянии находятся 90% дорог общего пользования.
Цели до 2030 года. Отремонтировать и реконструировать 10 тыс. км дорог до 2030 года (включая 3,6 тыс. км в течение 2021-2022 годов). Построить новые цементобетонные дороги.
Авиация
Аудит. Украинские аэропорты уступают аэропортам Катара и Турции в качестве транзитных хабов между Азией и Европой. Главным ограничением интеграции Украины в авиационном пространстве является задержка со стороны ЕС подписания соглашения об Общем авиационном пространстве, которое должно либерализовать доступ к европейскому воздушному пространству.
Цели до 2030 года. Модернизировать региональные и строить новые аэропорты, в том числе на условиях ГЧП. Создать мультимодальные логистические центров в Киеве, Харькове, Одессе, Днепре, Львове. Увеличить совокупный пассажиропоток украинских аэропортов до 71,2 млн пассажиров в год. Увеличить количество транзитных рейсов.
Общий транзитный потенциал
Аудит. На сегодня Украина использует лишь 25-30% своего транзитного потенциала. Украинская транспортная сеть не интегрирована в полной мере в региональные транспортные проекты (панъевропейская транспортная сеть и Новый шелковый путь). Участие Украины в европейских транспортных проектах позволило бы удешевить обновление основных транспортных путей страны, открывая доступ к кредитам ЕБРР. В рамках Панъевропейской транспортной сети (TEN-T) по территории нашей страны должны пройти два транспортных коридора: коридор Рейн-Дунай и Средиземноморский коридор. Согласно рейтингу Logistics Performance Index (LPI) Украина заметно отстает от стран-конкурентов в развитии логистической инфраструктуры. Украина занимает лишь 66 место среди 160 стран, охваченных рейтингом. Низкое качество транспортной инфраструктуры делает невозможным участие Украины в основных торговых путях. При этом через Украину проходят 4 из 10 европейских транспортных коридоров, в том числе с большими транзитными путями (Балто-Черноморский коридор). Эффект от развития логистической инфраструктуры и гармонизация транспортных коридоров со странами Европы и мира за следующие 10 лет составили бы 359 млрд долл. США.
Цели до 2030 года. Создать независимого регулятора транспорта. Увеличить объем привлеченных инвестиций в сферу транспорта и инфраструктуры до 30 млрд долл. Обеспечить вхождение Украина в TEN-T, карты грузопотоков Европа - Средняя Азия - Китай, TRACECA и развитие части Балтийско-Чорноморского коридора в пределах своей территории - по рекам Днепр и Припять.