Федерация работодателей транспорта Украины считает недопустимой инициативу предоставления Государственной экологической инспекции статуса правоохранительного органа.
Об этом пишет ЦТС со ссылкой на сообщение ФРТУ, адресованное премьер-министру Украины.
В Федерации отмечают, что подобная инициатива будет иметь негативный эффект для бизнеса и вернет коррупцию в морских портах.
По мнению ФРТУ, существующее сегодня нормативное регулирование вопросов реализации полномочий Госэкоинспекции в морских портах в полной мере соответствует Конституции Украины, Кодексу торгового мореплавания Украины, Закону Украины "О морских портах Украины", Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" и Закону Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"
В Федерации также напомнили, что действующая правовая регламентация проверки фактов загрязнения с судов во внутренних морских водах и территориальном море регулируется действующими нормативными актами Кабинета министров Украины и не требует дополнительного регулирования, а именно: правилами охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения, утвержденными постановлением Кабинета министров Украины от 29 февраля 1996 года №269, кроме того, существует порядок взаимодействия государственного предприятия АМПУ и Государственной экологической инспекции по обеспечению соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в случае выявления случаев сброса судами (плавсредствами) загрязняющих веществ в пределах акватории морского порта, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины от 17 июля 2019 года №670.
Также проверка фактов загрязнения регулируется порядком взятия проб воды и проведения их анализа, который утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 21 августа 2019 года №828.
"Принятие Кабинетом министров Украины указанных Постановлений - это результат длительного диалога с бизнесом, призванного избежать неправомерных действий инспекторов Государственной экологической инспекции, осуществлявших безосновательные проверки и задержания судов в морских портах Украины", - подытожили в ФРТУ.
Напомним, ранее ЦТС сообщал, что Госэкоинспекция может получить статус правоохранительного органа. По словам главы Госэкоинспекции, недопуск инспекторов на предприятия парализует работу органа, из-за чего необходимо закрепить правоохранительный статус инспекции. Кроме того, Госэкоинспекция хочет получить беспрепятственный доступ к портовым зонам для осуществления контроля загрязнения акваторий.
При этом, Американская торговая палата в Украине (АСС) просит не допустить восстановления морских экологических инспекций, возвращения необоснованного экологического контроля судов и контроля изолированного балласта. "Представители морской отрасли за последние несколько лет неоднократно поднимали вопрос о неправомерной проверке судов и контроле изолированного балласта представителями Госэкоинспекции. По информации экспертов компаний-членов Палаты, такие проверки препятствуют полноценному и своевременному товарообороту и приводят к существенным экономическим потерям", - отметили в АСС.
Компании-члены Комитета по логистике Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) также обеспокоены заявлением нового главы Госэкоинспекции о намерении восстановления беспрепятственного доступа экологических инспекторов в портовые зоны для контроля загрязнения акваторий. В Ассоциации напоминают, что проблема деятельности Госэкоинспекции в портах, в частности, неправомерных проверок судов, поднималась представителями портовой отрасли неоднократно в течение последних нескольких лет. Учитывая ситуацию с безосновательным вмешательством морских экоинспекторов, происходившим долгое время в портах Украины, многочисленные иски со стороны бизнеса по необоснованным взысканиям с судов, у компаний-членов Ассоциации есть предостережения в отношении возвращения дополнительных полномочий инспекторам на территориях портов.
Отметим, что во многом проблему удалось решить благодаря тому, что в июле-августе 2019 года Кабмином были утверждены два соответствующих Порядка - по взаимодействию ГП АМПУ и Госэкоинспекции по обеспечению соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в случае выявления случаев сброса судами загрязняющих веществ в пределах акватории порта и по проверке судов, взятию проб воды и проведению их анализа.