Сегодня, 17 июля, на заседании Кабинета министров был утвержден новый Порядок взаимодействия государственных органов по защите природной среды в портах. Порядок устанавливает четкий алгоритм действий АМПУ, Госэкоинспекции и Морадминистрации относительно экологических проверок судов в портах, и должен снизить уровень коррупционных рисков в данном вопросе.

Как пишет ЦТС, принята редакция документа, разработанная Государственной регуляторной службой Украины во взаимодействии с бизнес-ассоциациями (Европейской бизнес ассоциацией, Американской торговой палатой в Украине).

"Только что правительство одобрило в редакции Минифраструктуры Порядок взаимодействия АМПУ и Минэкологии в случае выявления случаев сброса судами загрязняющих веществ в пределах акватории морского порта, во исполнение Закона Украины о едином таможенном окне. Указанный порядок четко разграничивает сферу ответственности каждого из участников и устанавливает четкий алгоритм действий каждого. В частности: АМПУ, которой переданы в ответственность акватории морских портов, мониторит их состояние и контролирует сброшенные загрязняющие вещества. В случае выявления загрязнения акватории и с целью подтверждения этого факта АМПУ вызывает экологическую инспекцию для отбора проб в месте загрязнения. И только после лабораторного подтверждения факта загрязнения и при наличии обоснованных оснований считать, что это загрязнение произошло с судна - экологическая инспекция совместно с представителями Морской администрации имеет право подняться на борт судна с целью взятия проб на судне, - рассказал о сути принятого Порядка министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

"Важно, что отбор проб воды и проведение их анализа осуществляется в порядке, установленном Кабмином (Порядок отбора проб воды и проведения их анализа разрабатывается в рамках Рабочей группы при ГРС). После чего, в лабораторных условиях, сравниваются результаты проб воды, отобранных в месте загрязнения (отобранные госэкоинспектором) с фоновыми показателями (отобранные администрацией морского порта). Составляется акт ухудшения качества воды, который фиксируется подписями администрацией морского порта и экоинспекторами. Если факт ухудшения качества воды в акватории морского порта подтверждается и будет выяснено, что источником загрязнения является судно - только тогда возможна проверка судна на предмет возможного загрязнения", - рассказали ранее ЦТС в Американской торговой палате в Украине.

Напомним, что в апреле премьер-министр Украины подписал постановление Кабмина №367 от 27 марта 2019 года "О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности", которое, в частности, отменяет контроль судового изолированного балласта и необходимость согласования с Государственной экологической инспекцией технологии перегрузки по каждому виду грузов для судов, находящихся в морских портах Украины.

Между тем попытки со стороны инспекторов Государственной экологической инспекции проводить проверки изолированного балласта продолжились.

13 июля во время визита в Одессу на проблему неправомерных проверок в портах обратил внимание президент Владимир Зеленский. Он выступил с инициативой приостановить на два месяца проверки балластных вод судов сотрудниками Государственной экологической инспекции в морских портах Украины. По его мнению, по окончанию этого срока новоизбранный парламент начнет принимать необходимые законы для урегулирования данной проблемы.

Представители бизнеса отмечают, что хоть Порядок и принят, но остались уголовные дела, которые "экологи" возбудили в отношении капитанов портов, из-за того, что те не хотели нарушать закон и выпускали суда.

Поддерживают эту позицию и в Морской администрации. "Надеюсь, что все недавно возбужденные уголовные дела по капитанам портов Морской Администрации по искам Госэкоинспекции, будут закрыты, а правоохранительные органы действительно предоставят надлежащую оценку действиям должностных лиц, которые пытались давить на капитанов через правоохранительные органы, вводя их в заблуждение, для принятия неправомерных решений, - написал в Facebook руководитель ведомства Дмитрий Петренко.