Представители бизнеса обратились к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, главе Офиса президента Андрею Ермаку, секретарю СНБО Украины Алексею Данилову, главе комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрию Киселю с просьбой отменить намеченное на 1 июля 2020 года введение нового договора "Укрзализныци" на оказание услуг по организации перевозки грузов по железной дороге.

Как пишет ЦТС, ссылаясь на информацию "Укрметаллургпрома", под совместным обращением поставили свои подписи руководители самого "Укрметаллургпрома", а также Федерации металлургов Украины, Союза химиков Украины, Ассоциации производителей ферросплавов "УкрФА", ассоциации "Укрцемент" и Федерации работодателей Топливно-энергетического комплекса.

Как отмечают подписанты, подавляющее большинство объектов хозяйствования, использующих железнодорожный транспорт, и ведущих бизнес-ассоциаций заявили о том, что предложенный "Укрзализныцей" договор ставит контрагентов в худшее положение по сравнению с положениями действующего законодательства.

Среди неприемлемых для бизнеса отмечены, в первую очередь, сама форма публичного договора, исключающего возражения со стороны заказчика, совмещение в одном договоре как услуг перевозки, так и предоставление вагонов, положение об одностороннем внесении изменений в договор со стороны "Укрзализныци" при отсутствии такого права у заказчика, отсутствие ответственности перевозчика за несвоевременную доставку грузов, предоставление непригодных в техническом состоянии вагонов, а также отсутствие компенсации за маршрутные отправки.

Отдельный раздел замечаний посвящен намерениям АО УЗ в различных формах увеличить плату за пользование вагонами. Наиболее значительным, как отмечают авторы обращения, является необоснованный коэффициент Тдод - дополнительно оплачиваемое заказчиком количество суток, которые прибавляются к сроку использования вагонов в груженом и порожнем рейсе. "Яркий пример безосновательных начислений - правило округления времени использования вагонов только в большую сторону до полных суток, что на практике неминуемо приведет к увеличению платы за использование вагонов на дополнительные 1-2 суток. Такое манипулирование ставками пользования в значительной мере стало возможным благодаря введению понятия "собственный вагон Перевозчика", позволившего взымать плату пользования по свободным, нерегулируемым тарифам. Участники рынка отмечают, что эти ставки регулируются "Тарифным руководством", а значит для природного монополиста не могут быть свободно регулируемыми", - заявлено в пресс-релизе.

По мнению ассоциаций, "Укрзализныця" формально отнеслась к выполнению рекомендации АМКУ отложить введение нового договора до момента завершения его доработки с учетом замечаний и предложений, предоставленных операторами рынка грузовых перевозок.  Отмечается, что обсуждение замечаний к новому договору свелось к всего одной видеоконференции в Skype, которая состоялась 27 апреля. Фиксация предложений "Укрзализныцей" не велась, поэтому материалов обсуждения никто из участников не увидел до сегодняшнего дня.

Как заявляют авторы обращения, в обновленной редакции договора, опубликованной 31 мая, большинство спорных вопросов остались без изменений.

Учитывая недоработанность положений нового договора, его противоречие действующему законодательству, ассоциации требуют отменить его введение до момента завершения доработки с учетом замечаний грузовладельцев. На период доработки редакции нового договора, ассоциации считают необходимым продлить срок действия действующего договора на оказание услуг по организации перевозки грузов по железной дороге.

Ранее ЦТС писал о том, что Европейская бизнес ассоциация представила замечания к обновленному договору о предоставлении услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом "Укрзализныци". По мнению экспертов ЕБА, некоторые условия договора до сих пор содержат признаки злоупотребления монопольным положением УЗ и нивелируют интересы других игроков рынка грузовых перевозок.