21 марта, несмотря на отсутствие нормативного регулирования деятельности экологических инспекций в морских портах Украины, Государственная экологическая инспекция Крымско-Черноморского округа осуществила отбор проб поверхностных вод вблизи судна ADELA, находящегося в акватории порта Южный. На основании чего Инспекция приняла безосновательное решение о запрете выхода судна из порта.
Об этом сообщает ЦТС, ссылаясь на копию письма на имя министра инфраструктуры Украины, имеющуюся в распоряжении редакции. Аналогичные письма также направлены президенту Украины, генеральному прокурору Украины, Государственной регуляторной службе и главе Одесской ОГА.
В заявлении компании "Портинвест Лоджистик" говорится, что действия экологических инспекторов являются незаконными, поскольку Инспекция сообщила, что, в соответствии со ст. 20-2 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", был осуществлен отбор проб поверхностных вод у судна ADELA, составлена схема отбора проб поверхностных вод и совершены лабораторные измерения вышеупомянутых проб. В то же время, в соответствии с п. 5 Постановления КМУ №269, порядок проверки, взятия проб воды и проведения их анализа устанавливается Кабинетом министров Украины. По состоянию на сегодняшний день КМУ не принял указанный нормативно-правовой акт, что свидетельствует об отсутствии нормативно установленного способа реализации полномочий по проверке, взятия проб и проведения их анализа. Таким образом, отбор проб, на который ссылается Окружная инспекция в своем письме, является незаконным.
Также сообщается, что Окружная инспекция заявила о намерении осуществить мероприятия, связанные со сбором информации, целью которых является получение сведений о загрязнении акватории порта Южный, в том числе путем опроса членов экипажа судна ADELA, изучения судового природоохранного оборудования, осмотра судна и т.д. На что в письме на имя министра говорится, что такие действия Окружной инспекции не соответствуют требованиям Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", определяющего основные принципы и порядок осуществления государственного надзора.
Читайте также: Кошмар портовиков: Вопрос с экологами законодательно "решили", но проблемы остались
Отмечается, что, фактически, своими действиями Окружная инспекция проводит экологический контроль судна ADELA под видом мероприятий, связанных со сбором информации. Однако Законом Украины от 6 сентября 2018 № 2530-VIII внесены изменения в Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (пункт "б" ч. 1 ст. 20) и отменено такое полномочие Госэкоинспекции как "осуществление экологического контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины", которое заключалось в проверке судна, судовых документов и т.п.
В "Портинвест Лоджистик" заявляют, что начальник Окружной экоинспекции А. Ставнийчук направил 21 марта в адрес капитана морского порта Южный решение о запрете на выход судна из морского порта. Но это действие не имеет под собой законных оснований, так как экоинспекция ссылается на нормы права, которые не имеют отношения к делу. Кроме того, Государственная экологическая инспекция Крымско-Черноморского округа, которая прислала капитану морского порта упомянутое решение, является межрегиональным территориальным органом Госэкоинспекции и не имеет права принимать решение о запрете выхода судна.
В компании требуют до законодательного урегулирования деятельности Государственной экологической инспекции в акваториях морпортов срочно прекратить ее незаконную деятельность на территории морских портов Украины.
Напомним, что это уже не первый случай с начала года, когда имеют место претензии со стороны экологов к судовладельцам и портовым терминалам. Так, экологи приостановили перевалку масла компании "Дельта Вилмар СНГ" через причал №4 Южненского филиала Администрации морских портов Украины. В январе Госэкоинспекция пыталась задержать судно в порту Черноморск. Инспекторы якобы вымогали взятку после отбора проб балластных вод.
Еще раньше общественный союз "Ассоциация морских агентств Украины" выразил обеспокоенность относительно ситуации, которая складывается в морских портах Украины из-за действий инспекторов Госэкоинспекции. Премьер-министра и министра инфраструктуры просили обратить внимание на сложившуюся ситуацию и обеспечить в морских портах Украины соблюдение, предусмотренных действующим законодательством, мер по своевременному прохождению всех видов контроля и оформления ухода судов.
Читайте также Элитные участки и дорогое оружие: как живут экоинспеторы Украины