Общественный союз "Ассоциация морских агентств Украины" выразил обеспокоенность относительно ситуации, которая складывается в морских портах Украины из-за действий инспекторов Госэкоинспекции.
АМАУ обратилась с соответствующим письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману и министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, пишет Цензор со ссылкой на Порты Украины.
"К нам поступили обращения от членов нашего союза, судовладельцев, Клуба взаимного страхования (P & I Club) о том, что представители инспекции осуществляют отбор проб у конкретного судна, проводят их лабораторный анализ, результаты которого якобы свидетельствуют, что загрязнение моря произошло с этого судна. Затем инспекторы пытаются подняться на борт судна с целью осуществления экологического контроля изолированного балласта этого судна. Если осуществить такой отбор нет возможности, представители Госэкоинспекции, ссылаясь на приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 19.03.2012 №162, проставляют на товаросопроводительных документах штамп "экологический контроль - ввоз/вывоз запрещен" или "радиологический контроль - ввоз/вывоз запрещен", или отказываются проставлять штампы об осуществлении экологического и радиологического контроля вообще, и судно не может выйти из морского порта", - говорится в документе за подписью Шоты Хаджишвили, председателя правления ОС "АМАУ".
Отмечается, что сейчас известно по крайней мере о четырех таких случаях:
- с судном "SANGITA" (номер IMO - 9119086) в морском порту Николаев в октябре 2017;
- с судном "OCEAN FUTURE" (номер IMO - 9418779) в морском порту Одесса в марте 2018;
- с судном "OURA" (номер ИМО - 9387815) в морском порту Южный в апреле 2018;
- с судном "BLUE LAKE STAR" (номер ИМО - 9729582) в морском порту Черноморск в апреле 2018 года.
В Ассоциации считают действия инспекторов Госэкоинспекции противоправными и такими, которые приводят к простою судов и занятию причалов морских портов, и, как следствие, к нанесению ущерба судовладельцам (фрахтователям), грузовладельцам и третьим лицам, а также к имиджевым потерям страны в целом.
"В соответствии с пунктом 5 Порядка применения штампов для подтверждения результатов осуществления государственными инспекторами по охране окружающей природной среды радиологического и экологического контроля транспортных средств и грузов, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 19.03.2012 № 162, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 10.05.2012 за № 733/21046 (далее - Порядок), в случае если груз, кроме радиологического, подлежит также экологическому контролю, на товаросопроводительных документах после их проведения при условии отсутствия нарушений требований природоохранного законодательства, норм и правил радиационной и экологической безопасности проставляются два штампа "Радиологический контроль - ввоз/вывоз РАЗРЕШЕНО" и "Экологический контроль - ввоз/вывоз РАЗРЕШЕН. Пунктом 6 Порядка определено, что штамп "Экологический контроль - ввоз/вывоз ЗАПРЕЩЕН" проставляется на товаросопроводительных документах после проведения экологического контроля груза при наличии нарушений требований природоохранного законодательства, норм и правил экологической безопасности", - говорится в письме АМАУ.
При этом, в Ассоциации морских агентов обращают внимание на то, что каких-либо нарушений требований природоохранного законодательства в отношении грузов во всех описанных выше случаях установлено не было. "Более того, отказ проставлять штамп или проставления штампа "экологический контроль - ввоз/вывоз запрещен" или "радиологический контроль - ввоз/вывоз запрещен" обусловлены, не наличием нарушений природоохранного законодательства относительно груза, а только вследствие неосуществления экологического контроля изолированного балласта суда, и не имеет никакого отношения к соответствию груза природоохранным требованиям экологической безопасности груза", - указывают в Ассоциации.
В письме отмечаются и другие моменты несоответствия действий экоинспекторов законодательству. Также говорится о том, что убытки, которые сейчас несут субъекты хозяйствования из-за действий инспекторов Госэкоинспекции, являются убытками государства и будут оплачены из госбюджета по решению суда. Премьера и министра инфраструктуры просят обратить внимание на сложившуюся ситуацию и обеспечить в морских портах Украины соблюдение, предусмотренных действующим законодательством, мер по своевременному прохождению всех видов контроля и оформления отхода судов.
Напомним, что в феврале уже отмечалась повышенная активность экологов в портах. Тогда из Южного не могли выйти суда с аммиаком.
Помимо задержанных в Южном судов с аммиаком, по словам Шоты Хаджишвили, предъявлись необоснованные претензии и к собственникам портовых терминалов.