"Укрзализныця" проводит работу по сближению тарифных классов на перевозку грузов, изменения, как ожидается, вступят в силу 1 июля этого года. Об этом пишет медиацентр УЗ "Магистраль".

Сейчас некоторые товары железнодорожники возят по тарифу меньше себестоимости, убытки перекрываются за счет поступлений от транспортировки высокорентабельных грузов (так же, как убытки от пассажирского сектора перекрываются за счет грузовых перевозок).

Причина такой ситуации - в устаревшей системе тарифных классов, которая не отвечает принципам рыночной экономики. В Украине и других постсоветских странах действует система разделения грузов на три тарифных класса. И чем ниже ранг, тем меньше коэффициент к тарифу на перевозку. Кроме того, существует еще одна группа - внеклассные грузы, которые самые дешевые по стоимости перевозки. В настоящее время, цемент, например, транспортируется по цене на 4% меньше тарифа.

"Парадокс заключается в том, что себестоимость железнодорожных перевозок примерно одинакова для всех групп грузов, будь то дешевый щебень или дорогой бензин. А локомотиву все равно, что везти: его двигатели используют одинаковое количество энергоносителей в соответствии с массой поезда и другими факторами", - пишет медиацентр.

Читайте также УЗ обнародовала новые ставки тарифов на пользование вагонами

В результате высокорентабельные грузы уходят на другие виды транспорта, в основном на автомобильный, а "Укрзализныце" остаются дешевые перевозки.

"Это уже давно поняли в европейских странах, где такой сложной системы не существует, а железнодорожный тариф единый для всех групп товаров. В частности, такой алгоритм успешно применяется у ближайших западных соседей - в Польше", - отмечают в медиацентре.

Сближение тарифных классов предлагается за счет, прежде всего, перевода глубоко убыточных внеклассных грузов - щебня, песка, гранотсева, шлаков, золы, соли - в первый класс. Сейчас их перевозки на 25% ниже рентабельности для собственных вагонов и на 37% - для вагонов перевозчика.

Некоторые грузы 1-го тарифного класса, среди которых сахарная свекла, лесоматериалы, цемент, удобрения, планируется перевести во 2-й класс. В то же время, к этой же средней группе уже отнесены приказом Мининфраструктуры №476 от 27 декабря 2017 года ряд грузов 3-го класса: бензиновое сырье (газолин, бензол), натрия гидроксид и тому подобное.

Читайте также В УЗ хотят индексировать грузовые тарифы по индексу PPI

В результате будет упрощена система определения стоимости перевозок (за счет ликвидации внеклассной группы) и все тарифы будут тяготеть к средним показателям, то есть ко 2-му классу.

Также планируется унифицировать тарифы на перевозку порожних вагонов, которые тоже зависят от класса груза, из-под выгрузки которого подаются заказчику. Разница в цене достигает почти 2,5 раза. Во многих случаях также не достигается уровень себестоимости. Избавиться от такой практики планируется за счет применения единого коэффициента.

По данным директора по экономике и финансам УЗ Андрея Рязанцева, если нововведения вступят в силу с 1 июля, то это принесет компании более 2,5 млрд гривен. Государство при этом получит в бюджет более 233 млн гривен налогов.

Для введения в действие изменений в Сборник тарифов необходимо утверждение Мининфраструктуры соответствующего приказа. Он должен быть согласован с другими ведомствами - Минэкономики, Минфином, Государственной регуляторной службой. Сейчас проект приказа, разработанный УЗ, находится на рассмотрении МИУ.

00

11

22