Круизный паром Viking Grace, построенный в 2013 году специально для маршрута Стокгольм (Швеция) - Турку (Финляндия), станет первым в мире гибридным пассажирским судном, и будет использовать энергию ветра вместе с основной силовой установкой. Судном оперирует круизная компания VikingLine, сообщают Морские вести.

Новая технология называется Rotor Sail Solution и разработана финской компанией Norsepower. Фактически, это турбопарус (также называемый, роторный парус). Первый такой движитель разработал и запатентовал немецкий инженер Антон Флеттнер в 1922 году. Его изобретение было названо ротором Флеттнера и породило целый класс роторшипов - судов, использующих в качестве движителей характерные устройства. Однако до масштабного внедрения разработки на морском транспорте дело дошло только на рубеже XX-XXI веков.

Разработка Norsepower является модернизированной версией ротора Флеттнера и довольно компактна. Это полый цилиндр высотой 24 метра и шириной 4 метра. Во время работы турбопаруса цилиндр вращается вокруг своей оси. В основе работы движителя лежит физическое явление, при котором поток воздуха, обтекающий вращающееся тело, создает дополнительную силу.

Работа паруса полностью автоматизирована - он запускается, когда ветровая нагрузка достаточна для эффективной работы. Если система не задействована, то она не требует абсолютно никаких дополнительных расходов.

Предварительные исследования обещают значительное сокращение расхода топлива и, следовательно, выбросов. Viking Grace использует в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Его расход при использовании установки Rotor Sail Solution сократится на 300 тонн в год. На сэкономленном объеме паром сможет идти трое суток или более, в зависимости от погодных условий.

Технология уже доказала свою коммерческую эффективность при эксплуатации на грузовых судах.

Роторный парус Rotor Sail Solution от Norsepower получил звание "Инновация года" в 2016 году на выставке Electric and Hybrid Marine World Expo в Амстердаме. Независимые исследования показывают, что технология позволяет экономить до 20% топлива в год, в зависимости от погодных условий.