Украина подписала Меморандум о взаимопонимании с крупнейшей немецкой железнодорожной компанией Deutsche Bahn. Важное для "Укрзализныци" и всего рынка событие произошло 22 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Детали сотрудничества еще согласовываются, но уже сейчас известно, речь идет о стратегическом партнерстве УЗ и DB, которое будет предусматривать сотрудничество в операционной деятельности и предоставлении консультаций со стороны DB. При этом УЗ останется под полным контролем государства.
"Развею все слухи, которые ходят сейчас вокруг этого вопроса. Сейчас наша команда ведет переговоры с немецкой стороной о дальнейшем сотрудничестве в операционной деятельности, в предоставлении консультационных услуг со стороны немецкой железной дороги. В любом случае, это сотрудничество точно позволит повысить эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине. Чтобы избежать спекуляций - речь только о стратегическом партнерстве, а не о продаже или концессии "Укрзализныци". Украинская железная дорога остается под полным контролем государства, и это точно. Точка!", - заявил премьер-министра Украины Алексей Гончарук.
По его же словам, подписание документа о стратегическом партнерстве намечено в Киеве на 5 февраля. ЦТС собрал первые комментарии участников рынка на счет того, какой формат сотрудничества между УЗ и DB, по их мнению, может быть оптимальным, какие KPI нужно заложить в это партнерство и, что может этому помешать. Забегая наперед, можем сказать, что рынок в целом положительно относится к такому решению правительства, но некоторые опрошенные опасаются саботажа со стороны групп, "привыкших на УЗ воровать и пилить".
Новости о сотрудничестве УЗ и DB уже вторую неделю будоражит информационное пространство и многие причастные к этой теме выражают свою публичную позицию.
Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий
Владимир Кузьо, советник Центра экономической стратегии
Есть и те, кто, казалось бы, ничего общего с железной дорогой не имеют, зато имеют мнение по поводу партнерства УЗ и DB.
Гарик Корогодский, бизнесмен
Алекс Лисситса, гендиректор аграрной компании ИМК
Есть "но"...
Большинство опрошенных спикеров считают, что основным сдерживающим фактором может быть политическое влияние, которое сохраняется на УЗ и различные группы интересов. "Этому партнерству может помешать только протест и истерики тех, кто привык на УЗ воровать и пилить. А также примкнувших к ним популистов и коммунистов. УЗ сейчас умирает. Это факт. Компания должна развиваться и обновляться", - считает советник премьер-министра Украины Юрий Голик.
Бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян при этом добавляет: "Политическое влияние и коррупция на УЗ не уменьшилась. Без преодоления этих явлений о любом развитии или реформе компании речь не идет".
О политическом влиянии говорит и советник министра инфраструктуры Виктор Довгань. В частности, по его мнению, речь идет о непринятии закона о железнодорожном транспорте. "Препятствия для партнерства - это политические риски. Например, непринятие законопроекта о железнодорожном транспорте, отсутствие средств в госбюджете для компенсации по пассажирским перевозкам или неутверждение инвестиционной программы УЗ", - говорит он.
Олег Бурлаченко, гендиректор "ТЭП Вертикаль" также говорит о необходимости решения вопроса с законодательством: "Устаревшее законодательство; задержка с принятием нового закона о железнодорожном транспорте; отсутствие изменений в подзаконных актах (Правилах перевозки грузов и т.д.)".
А вот ведущий экономист Центра экономической стратегии Оксана Затворницкая не видит препятствий для будущего сотрудничества ввиду его добровольного характера.
Основные KPI
В ассоциации "Укрцемент" не берутся комментировать формат сотрудничества и возможные причины его срыва, но на счет KPI отмечают, что ими могли бы стать своевременная доставка грузов и состояние вагонов УЗ.
"Относительно KPI - мы всегда пытались добиться от УЗ своевременной доставки грузов (в пределах регламентных для разных расстояний сроков). Именно в разы превышающие сроки доставки цемента заказчикам стали главной проблемой отрасли в сезон 2019 года, из-за которой мы недополучили 8-10/% роста. Еще одним КPI может быть состояние вагона УЗ, поданного под погрузку. Часто на ремонт/очистку вагонов уходит время, за которое платит заказчик. В зависимости от выполнения этих KPI должен регулироваться тариф", - отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей цемента Украины "Укрцемент" Роман Скильский.
Виктор Довгань добавляет к этому перечню еще несколько пунктов: проведение конкурса в соответствии с условиями консультационного контракта с компанией "DB Engineering & Consulting GmbH" по вопросам подготовки документации для проведения закупки электровозов и локализации производства в Украине, разработка инвестиционной программы - концессия вокзалов и приватизация непрофильных активов, взаимная поддержка в сфере пассажирских перевозок и содействие в вопросе расширения географии маршрутов грузовых перевозок, подготовка к IPO и продажа части пакета акций УЗ на международной бирже стратегическом или институциональном инвестору.
А Владимир Омелян в числе KPI вообще видит в дальнейшем продажу части акций УЗ. "Продать 25-49% акций с четкими условиями о сотрудничестве: рост китайского транзита, инвестиции в инфраструктуру, развитие западных коридоров и построение логистических центров на территории Украины".
Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр" считает, что термин KPI не подходит к этим отношениям. "С украинской стороны это является заказом на экспертизу. Проблема в формировании "правильных" вопросов к экспертам. DB E & C имеет возможность моделировать и предлагать решения проблем узких мест на подъездах к портам, оптимизации сети, балансировки интересов, заинтересованных в железнодорожных перевозках сторон к формированию и реализации стратегических решений".
Оксана Завторницкая говорит, что для Украины и АО УЗ будет важно:
- определить наиболее agile (жизнеспособную) корпоративную структуру АО УЗ в условиях открытия рынка железнодорожных перевозок (речь идет о том, должен ли быть оператор перевозок врозь или вместе с оператором инфраструктуры);
- рассмотреть формат и практические кейсы взаимодействия с транспортным регулятором рынка относительно утверждения track access chargers (тариф доступа к инфраструктуре), планирования доступа операторов к инфраструктуре, обеспечения равноправия этого доступа;
- получить дорожную карту относительно порядка действий для взаимного открытия рынков с ЕС;
- практика по определению взаимного интереса развития железнодорожных коридоров с ЕС и порядок взаимодействия с операторами инфраструктуры стран ЕС.
Варианты сотрудничества
Говоря о том, как может выглядеть сотрудничество между УЗ и DB большинство спикеров сходятся во мнении, что речь должна идти о консультировании.
Инвестиционный Директор UMG Investments Надежда Казначеева говорит, что видит первой стадией сотрудничества - изучение статуса и принципов работы со стороны немецких партнеров. В результате данного изучения, наверное, можно переходить к чему-то более предметному, испытывать пилотные проекты и в пассажирских перевозках, и в подходах к оказанию транспортных услуг бизнесу.
Олег Бурлаченко также говорит о консалтинге: "Практический консалтинг, применение опыта европейских реформ (к примеру, польских железных дорог (PKP Cargo), которые тоже реформировались, благодаря немецкому опыту); использование лучших управленческих практик. Но не практика поглощения и выведения на украинский рынок оператора DB Cargo; ни один наш отечественный оператор, да и сама УЗ, как "оператор" конкуренции не выдержит".
Кроме этого, Виктор Довгань акцентирует внимание на сотрудничестве в контексте пересмотра стратегии развития УЗ и принятия законопроекта о железнодорожном транспорте и распределения на 3-х операторов: инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозок.
Юрий Голик считает, что необходимо привлекать менеджмент DB к управлению УЗ. О смене менеджмента говорит и Владимир Омелян: "Необходимо назначить профессиональный менеджмент УЗ". Кроме того, по его мнению, за 6 месяцев нужно стабилизировать компанию и начать подготовку к IPO.
Читайте также Альянс Deutsche Bahn/"Укрзализныця": первая реакция рынка