15 января стало известно о том, что немецкий ж/д оператор прорабатывает вопрос стратегического партнерства с правительством Украины и "Укрзализныцей". В чем конкретно будет заключаться сотрудничество, пока неизвестно, но по имеющейся информации, уже в ближайшее время немецкая делегация посетит Киев для переговоров.
ЦТС обратился за комментариями в Мининфраструктуры и АО УЗ, однако в обоих ведомствах пока отказались от официальных комментариев по возможному сотрудничеству с Deutsche Bahn.
Представители же бизнеса и эксперты считают, что, если альянс DB/УЗ состоится, то он пойдет на пользу железнодорожной отрасли Украины.
"Для "Укрзализныци" это сотрудничество крайне необходимо. Есть прямые проблемы, которые нужно решать: локомотивы (разные) в любом формате - кредит/лизинг/аренда/покупка", - говорит Олег Бурлаченко, генеральный директор компании "ТЭП Вертикаль".
Также он считает, что опыт немцев по подготовке квалифицированных локомотивных бригад и обслуживающего технического персонала был бы крайне полезен "Укрзализныце".
Директор компании "Квадро Центр" Александр Ткачук заявляет, что, если исходить из глобальных целей, то DB в качестве перевозчика должны интересовать грузопотоки.
"Украина имеет собственную грузовую базу (в основном аграрная продукция) и возможность обеспечить транзит. Вопрос стоимости логистики: в разрезе железной дороги - это подвижной состав, тяга и инфраструктура. В Украине стоимость "массовых" перевозок дешевле чем в Польше и Беларуси. Государства конкурируют инфраструктурой. Поскольку в Украине "государственная собственность" является размытым понятием, стратегический альянс позволит влиять DB на стоимость украинской железнодорожной логистики. Это позволит немецким компаниям получить конкурентное преимущество не только в европейской логистике, но и глобальной", - предполагает Александр Ткачук.
"Если коротко: Германия конкурирует с Польшей, Китаем за дешевую логистику. УЗ является безумно недооцененным активом", - резюмировал он.
Юрий Щуклин, член логистического комитета Европейской Бизнес Ассоциации озвучил три момента, которые, по его мнению, были бы полезны для "Укрзализныци" в контексте возможного сотрудничества с Deutsche Bahn: "Первое - это внедрение их правил и принципов взаимоотношений между клиентами и исполнителем, то есть железной дорогой. На сегодня с УЗ нет бизнес-отношений. У нас отношения как с монополистом, где клиент не имеет права голоса. Второе - кадры. Нам бы в управление компетентных железнодорожников, которые не будут связаны с нашими политиками и олигархами. Третье - в идеале, если они поделятся с нами техникой, которой нам сегодня не хватает".
Глава совета "Центра развития логистики" Валерий Ткачев в комментарии ЦТС отметил, что возможное сотрудничество Deutsche Bahn и АО УЗ - это положительный сигнал для всей транспортной отрасли Украины.
"Тема сотрудничества ОТ УЗ и Deutsche Bahn муссировалась на протяжение трех лет. Эту идею неоднократно озвучивал предыдущий министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Глава правления АО УЗ Кравцов также встречался в Германии с руководством Deutsche Bahn - на встрече обсуждалось стратегическое сотрудничество двух железных дорог в свете растущего грузопотока из Украины в ЕС. Немецкий холдинг высказывал заинтересованность в привлечении дополнительных объемов груза на железную дорогу; также для них остается актуальным транзитный грузопоток через Украину", - напомнилил Валерий Ткачев.
О том, что идея стратегического сотрудничества DB и УЗ не нова вспоминает и экс-министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. "Впервые она была озвучена на самом высоком уровне еще в 2015 году. Неоднократные неформальные переговоры проходили в 2016-2019 гг. Это могло бы стать классической "win-win" историей: Украина бы получила доступ к современным технологиям, системама управления и дешевым кредитам, гарантированное участие в проекте Шелкового пути, Германия бы мощно вышла на рынок Восточной Европы", - считает Омелян.
"Для того, чтобы это стало реальностью, Украине необходимо в течение следующих двух лет завершить IРО, глубинную реформу УЗ и достичь политической договоренности о стратегическом партнерстве", - отметил бывший глава транспортного ведомства.
"При нынешнем руководстве МИУ разработана кардинальная программа реформирования АО "Укрзализныця": это деление УЗ на несколько вертикалей/холдингов - пассажирские перевозки, грузовые, инфраструктура, непрофильные активы и т.д. А самое главное, началась подготовка к IPO, законодательно подготовлена почва для частичной приватизации УЗ; начался процесс либерализации локомотивной тяги. В случае реализации совместных проектов АО УЗ с Deutsche Bahn, мы получим реальный шанс начать оздоровление украинских железных дорог", - считает Валерий Ткачев.
Он добавил: "Я лично приветствую возможные совместные проекты Deutsche Bahn и "Укрзализныци". Нам нужен немецкий опыт в реформировании железной дороги. Нам нужны современные технологии в ж/д инфраструктуре. И самое главное - АО УЗ нужны инвестиции для модернизации железной дороги. Как только начнут реализовываться совместные проекты с Deutsche Bahn, в Украину пойдут реальные инвестиции в ж/д инфраструктуру"
Первоочередными направлениями для сотрудничества УЗ и DB Ткачев назвал: модернизацию ж/д инфраструктуры с использованием немецких технологий; реформирование рынка грузоперевозок и пассажиров по немецкому опыту; совместные проекты по организации перевозки грузов и пассажиров из Украины в ЕС; развитие транзитных грузоперевозок.