К 2030 году в Украине будет 50 работающих аэропортов. Такая амбициозная цель закреплена в Национальной транспортной стратегии. Это означает, что через 12 лет количество работающих аэропортов в стране должно увеличиться почти в четыре раза. Да и не все действующие имеют должную инфраструктуру и нуждаются в обновлении. А если присмотреться к взлетно-посадочным полосам, то количество аэропортов, которые соответствуют современным требованиям авиакомпаний, можно исчислить на пальцах одной руки. В связи с этим возникает закономерный вопрос, каким образом и за какие средства будут возрождаться украинские аэропорты.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян неоднократно заявлял о привлечении зарубежных инвесторов в транспортную отрасль. Подтверждением тому служит контракт "Укрзализныци" с General Electric, намерения Hutchison Ports и DP World зайти на украинский рынок портовой перевалки. А что же с аэропортами? Кто будет финансировать их стремительное развитие? Похоже, без крупных иностранных инвесторов не обойдется. Мы решили взглянуть, кто же может профинансировать этот праздник.
Читайте также Операция "Реинкарнация": Получат ли новую жизнь региональные аэропорты
Vinci Airports
"Компания Vinci – крупнейший в Европе концессионный оператор уже пятый раз пытается зайти в Украину", – заявляла в 2016 году замминистра инфраструктуры Украины Надежда Казначеева. Тогда представительница министерства говорила о дорожном строительстве, но в активе группы Vinci есть и аэропорты. Дочерняя компания холдинга Vinci Airports управляет 36 аэропортами в семи странах мира (Франция, Португалия, Камбоджа, Япония, Бразилия, Чили, Доминиканская Республика). Суммарный пассажиропоток воздушных гаваней в прошлом году составил около 157 млн человек.
При заходе на новый рынок Vinci Airports предпочитает брать аэропорты в концессию на период от 30 до 50 лет, хотя в некоторых случаях бывают и гораздо меньшие сроки. В Японии и Камбодже оператор вошел в состав консорциумов с местными компаниями с долей от 40 до 70%. Также группа Vinci Airports владеет 8% акций французского аэропортового оператора Groupe ADP.
Стоит отметить, что группа Vinci не связана с авиаперевозчиками, поэтому большое внимание уделяет строительству. Одним из ключевых факторов является возможность проведения строительных или ремонтных работ. Ввиду этого Vinci Airports может брать аэропорты в концессию не только по одному, но и по несколько сразу. При этом в пакете аэропортов могут быть и миллионники, и воздушные гавани с годовым пассажиропотоком менее тысячи человек. Так, в 2013 году компания взяла в управление 10 аэропортов Португалии, а в 2015 году – шесть аэропортов в Доминиканской Республике.
Fraport (Германия)
Немецкий аэропортовый оператор Fraport является одним из старейших на рынке и управляет одним из крупнейших хабов Европы – Франкфуртом. Экспансию за пределы Германии компания начала в 1990-х годах. Сейчас компания управляет 26 аэропортами на трех континентах – в Европе, Азии, Южной Америке. Среди последних приобретений группы – аэропорт Любляна в Словении и 14 региональных аэропортов в Греции. Суммарный пассажиропоток группы составляет 160 млн человек, если учесть аэропорты, где доля Fraport менее 50%, то эта цифра увеличится до 260 млн человек.
При заходе на новый рынок у компании Fraport сформировалась своя модель поведения. Как правило, компания заинтересована в приобретении единичных аэропортов, поэтому покупка 14 воздушных гаваней в Греции – это, скорее, исключение. "Fraport проявляет интерес к единичным аэропортам с объемом пассажиропотока свыше 1 млн человек или парам системных аэропортов с суммарным объемом свыше 3 млн пассажиров в год", – считает Евгений Трескунов, эксперт по авиации и учредитель-партнер авиационной консалтинговой компании "Авиаплан".
Вторая черта поведения компании на новом рынке – это сотрудничество с местными партнерами и открытие дочерних предприятий. Например, для управления аэропортом Анталья Fraport создал консорциум совместно с турецкой компанией IC Holding. Аналогично произошло и в Болгарии. Для управления аэропортами Варна и Бургас Fraport создал "дочку" – "Фрапорт Туин Стар Еърпорт Мениджмънт", 40% акций принадлежит болгарской компании "Авиейшън Сървисиз Холдинг", предоставляющей авиационные услуги в этих аэропортах.
Стоит отметить, что 8,44% акций Fraport принадлежит авиакомпании Lufthansa. У обеих сторон долгая история сотрудничества, поскольку Lufthansa генерирует основной пассажиропоток в аэропорту Франкфурт. Это сотрудничество Fraport пытается распространить и за пределами Германии.
Читайте также Fraport: кто и зачем скупает аэропорты Греции
Groupe ADP
Французская аэропортовая компания Aéroports de Paris (ADP) была основана в 1945 году. Изначально она управляла одним аэропортом Парижа, позднее превратилась в группу, в активе которой находится 26 аэропортов по всему миру. В прошлом году в аэропортах Groupe ADP было обслужено 228 млн пассажиров. Несмотря на глобальный рост, основная деятельность сосредоточена на трех парижских аэропортах: Ле-Бурже, Орли, Шарль-де-Голль.
В отличие от Fraport, Groupe ADP предпочитает приобретать небольшие пакеты акций зарубежных аэропортов – в пределах от 5% (аэропорт Король Абдул-Азиз в Саудовской Аравии) до 45% (аэропорт Сантьяго в Чили). Помимо управления Groupe ADP активно занимается строительством аэропортов. В 2000 году было создано дочернее подразделение ADP Ingénierie, которое участвовало в строительство 20 воздушных гаваней.
Помимо строительства, Groupe ADP приобретает акции других аэропортовых операторов. В 2012 году компания купила 38% акций турецкой группы TAV Airports Holding. Ранее, в 2008 году, Aéroports de Paris заключила договор о стратегическом партнерстве с голландской Schiphol Group (управляет аэропортами Нидерландов), обменявшись 8% акций друг друга. Это партнерство стало продолжением франко-голландского альянса Air France–KLM. К слову, Groupe ADP активно сотрудничает с базовым перевозчиком Air France. В 2012 году стороны даже заключили соглашение с целью развития аэропорта Шарль-де-Голль как хаба французского авиаперевозчика.
TAV Airports Holding
В 1997 году в Турции появился новый игрок на рынке аэропортовых услуг – TAV Airports Holding. Новая группа возникла как консорциум трех компаний (турецких Tepe и Akfen, а также австрийской Airport Consulting Vienna) для участия в тендере по строительству и управлению аэропорта имени Ататюрка. В 2000 году TAV Airports Holding начала управлять воздушными воротами Турции. Несколько лет спустя компания подала заявку и победила в тендере на концессию аэропорта Анкара.
За пределы Турции TAV Airports Holding вышла в 2007 году, когда начала управлять аэропортами Грузии (Тбилиси и Батуми). Сейчас география группы охватывает 18 аэропортов в семи странах. Фокусные регионы – Ближний Восток и Центрально-Восточная Европа. В 2012 году TAV Airports Holding пережила изменения в структуре собственности: 38% акций приобрел французский аэропортовый оператор Groupe ADP.
Поведение TAV Airports Holding на новых рынках можно назвать туркоцентричным. Во всех аэропортах, куда приходила группа, начинали работать турецкие перевозчики. В Грузии приход TAV Airports Holding вызвал конфликт интересов. Оператор установил достаточно высокие тарифы для обслуживания авиакомпаний, что вызвало критику с их стороны. А правительство Михэила Саакашвили для привлечения в Грузию лоукостеров было вынуждено реанимировать аэропорт Кутаиси.
Avi Alliance
Немецкий оператор Avi Alliance, который ранее назывался Hochtief AirPort, управляет пятью аэропортами (Афины, Будапешт, Дюссельдорф, Гамбург и Сан-Хуан) с суммарным пассажиропотоком в 86 млн человек. Компания Hochtief AirPort возникла в 1997 году как дочернее подразделение строительной группы Hochtief для управления аэропортами. Современное название оператор получил в 2013 году после смены собственника. Hochtief продал все свои акции, новым владельцем стал государственный пенсионно-инвестиционный фонд Канады PSP Investments.
Доля Avi Alliance в управляемых аэропортах составляет 30-55%. В результате главным принципом работы оператора является сотрудничество с местными партнерами. При этом Avi Alliance позиционирует себя как независимого аэропортового менеджера, не связанного ни с одной авиакомпанией. Главным критерием для компании при выборе аэропорта являются его перспективные возможности. "Мы пристально следим за рынком приватизации аэропортов, постоянно оценивая проекты и перспективы. Если мы находим достойную возможность, мы действуем", – говорится в презентации на сайте Avi Alliance.
Послесловие
Конечно, этот перечень аэропортовых операторов далеко неполный. В него можно было бы включить такие компании: Flughafen Wien AG (аэропорты Вена, Кошице и Мальта); Malaysia Airports (аэропорты Малайзии и Стамбульский аэропорт имени Сабихи Гекчен); Global Infrastructure Partners (аэропорты Лондон-Гатвик и Эдинбург), Ferrovial (аэропорты Лондон-Хитроу, Абердин, Глазго, Саутгемптон) и другие. Активность большинства из них пока ограничена определенными регионами, к которым Украина не относится. Правда, есть и исключения. Например, в 2016 году президент Петр Порошенко предложил Malaysia Airports взять в концессию аэропорт Борисполь. Судя по всему, эта инициатива не нашла отклика у малазийцев.
Стоит отметить, что Украина любит идти особенным путем, поэтому есть вероятность, что концессионерами отечественных аэропортов станут вовсе не перечисленные международные инвесторы, а какая-нибудь украинская компания, созданная за несколько месяцев до предполагаемого тендера. Конечно, в Украине есть компании, которые по примеру Турции могли бы создать свой консорциум для управления аэропортами. Будем надеяться, что и они о себе заявят.
Читайте также Администрация аэропортов: реформы управления воздушными гаванями, реализованные в Европе