В начале июня министр инфраструктуры Андрей Пивоварский анонсировал новую инициативу ведомства. Она касается управления аэропортами Украины. "Мы потенциально хотели бы создать предприятие, которое бы собирало деньги, как АМПУ, за взлет-посадку и тратило бы их исключительно на ремонт, эксплуатацию взлетно-посадочных полос и на строительство новых полос", – отметил министр.

Напомним, что Администрация морских портов Украины была создана в 2013 году и объединила в себе госпредприятия, управляющие инфраструктурой в портах страны. С того времени о деятельности АМПУ звучало много вопросов и пожеланий, однако, в целом, данная структура оправдала свое существование. Что касается аэропортов, то сейчас в Украине насчитывается свыше 20 аэропортов. Большинство из них являются либо государственными, либо коммунальными предприятиями. Не удивительно, что правительство задумалось об объединении государственных активов. По словам министра Пивоварского, такая практика распространена в европейских странах.

Читайте также: Коррида на 4 миллиарда: как продают крупнейшего аэропортового оператора в мире

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support (FAS) Александр Ланецкий поддерживает инициативу Мининфраструктуры и считает, что "необходимо пойти еще дальше и объединить все аэропорты – и государственные, и коммунальные – в единую госструктуру и управлять всем хозяйство в целом". Тогда для государства как собственника аэропортов появится возможность экономить на управлении и расходовании средств, а также проводить четкую политику в развитии трафика. Кроме того, между аэропортами, считает эксперт, исчезнет ненужная конкуренция. По мнению Александра Ланецкого, в этом вопросе для Украины был бы интересен и полезен опыт скандинавских стран.

Скандинавское единство Скандинавские страны славятся своей простотой и практичностью. В управлении аэропортами скандинавы также применяют этот подход. В большинстве стран региона аэропорты обслуживаются одним оператором: в Исландии – Isavia, в Норвегии – Avinor, в Финляндии – Finavia в Швеции – это Swedavia. Шведский оператор, хоть и передал в последние годы 6 аэропортов муниципалитетам, но сохранил контроль за 10 главными воздушными гаванями страны. Правда, и у скандинавов есть свои исключения. Так, один шведский аэропорт – Стокгольм-Скавста, ранее находившийся в коммунальной собственности, был продан частному инвестору (90% акций). Но главным исключением является Дания, ее пример мы рассмотрим ниже. Сейчас же остановимся на вышеперечисленных странах.

Создание единого аэропортового оператора позволит экономить на управлении и расходовании средств, а также проводить четкую политику в развитии трафика.

Главным преимуществом скандинавского подхода в управлении аэропортами является простота, что можно выразить в формуле "одна страна – один оператор". При этом в аэропортах, управляемых скандинавскими операторами, обслуживаются среднее количество пассажиров: в Isavia – порядка 3 млн человек в год, Finavia – около 20 млн человек, Swedavia – около 36 млн человек, Avinor – более 50 млн человек (половина этой цифры обеспечивается аэропортом Осло). Примечательно, что аэропортовый оператор в скандинавских странах находится в государственной собственности. Реализация такой формулы, в первую очередь, предоставляет возможность экономить средства и т.п. Еще одним плюсом данной схемы можно назвать создание комфортных условий для перевозчиков. Если аэропортами в стране управляет одно предприятие, то авиакомпаниям будет проще работать на рынке.

В связи с этим эксперт по авиации Александр Ланецкий утверждает: "Скандинавы считают, что на инфраструктуре не надо зарабатывать, а нужно просто поддерживать её в достойном виде, чтобы всем участникам рынка было удобно ею пользоваться. Это касается и дорог, и портов, и аэропортов, и всевозможных сетей (тепло, электро- и т.д.)". Но даже здесь скандинавам удается работать не в убыток. К примеру, в 2014 году операционная прибыль Swedavia составила 5,5 млрд шведских крон (671 млн долларов). В то же время, в прошлом году финский оператор Finavia инвестировал в свою деятельность более 86 млн евро, а доход составил почти 350 млн евро. При этом персонал компании вырос на 100 человек.

Стоит отметить, что аналогично скандинавским действуют и другие европейские страны. К примеру, почти все аэропорты Испании (46) управляются одним оператором – AENA ("Испанские аэропорты и воздушная навигация"). Он также находится в государственной собственности. Однако в феврале этого года правительство продало на Мадридской бирже 49% акций за более чем 4 млрд евро.

По скандинавскому сценарию пошла Литва. В июле 2014 года эта балтийская страна создала единое госпредприятие – Lietuvos oro uostai, занимающееся обслуживанием всех коммерческих аэропортов страны (Вильнюс, Каунас, Паланга). Эксперт Александр Ланецкий очень положительно оценивает опыт Литвы. Он указывает на ряд результатов: "упали издержки управления, доходы выросли, аэропорты привлекли несколько новых операторов MRO и перестали сбивать друг другу цены конкурируя за авиакомпании, цены на билеты не выросли, а все аэропорты вышли в плюс".

Британское дробление Теперь же рассмотрим пример Дании. Эта страна, хоть и считается скандинавской, но в управлении аэропортов она избрала другой путь. Он, скорее, напоминает не скандинавский, а британский. Последний предполагает дробление операторов и их частичную приватизацию. Разница, пожалуй, только в масштабах стран и доле частного капитала. Датчане в государственной или муниципальной собственности сохранили все аэропорты, кроме двух столичных. К тому же, пример Соединенного Королевства более показательный.

В британском пути тоже есть свои преимущества. Он создает конкуренцию для аэропортов. В случае Дании это ощутимо меньше. А вот в Великобритании, которая имеет более 60 коммерческих аэропортов, – это более значимое явление. Британские аэропорты находятся либо в частной, либо в коммунальной собственности. Разный собственник имеет разные интересы. В результате много региональных аэропортов на Альбионе конкурируют с большими хабами. Минусом такой схемы является "ненужная конкуренция", как выразился Александр Ланецкий. Показательным в этом плане является соперничество между лондонскими аэропортами, особенно между Гэтвиком и Хитроу.

Стоит отметить, что сейчас в Соединенном Королевстве отсутствует единый аэропортовый оператор, хотя в свое время Великобритания следовала по скандинавскому пути. В 1965 году в Великобритании была создана Администрация британских аэропортов (The British Airports Authority, BAA). Вначале в сферу ее ответственности были включены три лондонских аэропорта – Хитроу, Гэтвик и Станстед, обеспечивавших львиную долю пассажиропотока страны. Затем в состав BAA вошли аэропорты: Глазго Прествик, Глазго Международный, Эдинбург, Саутгемптон, Абердин. Остальные аэропорты были переданы из ведения Минобороны в собственность местных органов самоуправления, но их пассажиропоток на то время был невелик.

Ситуация кардинально изменилась в период правления Маргарет Тэтчер. Как известно, "железная леди" проводила политику массовой приватизации, BAA эта участь не минула. В 1986 году правительство издало Акт об аэропортах (Airports Act). Согласно ему BAA как государственный орган был преобразован в государственную компанию, которая затем была приватизирована. В последующие годы BAA постепенно распродавала активы в аэропортах. В результате компанию пришлось переименовать в Heathrow Airport Holdings, поскольку именно аэропорт Хитроу стал главным в ее деятельности. Сейчас этот аэропорт считается наиболее загруженным в Европе: в прошлом году его пассажиропоток составил 73.4 млн человек.

Читайте также Глава Lietuvos oro uostai о 12 достижениях аэропортов Литвы