Кабинет Министров утвердил новую команду Министерства инфраструктуры. Владимир Омелян удивил всех не столько составом новой команды, сколько изменением в самой структуре управления ведомством. 

Кто все эти люди?

Итак, основное изменение в системе управления коснулось должности первого заместителя, которым стал бывший руководитель  ПАО УЗ Евгений Кравцов. На его плечи ляжет реформирование всех отраслей, а также общая стратегия развития транспорта Украины. 

Еще одним заместителем назначена Надежда Казначеева, которая будет заниматься вопросами приватизации. Ранее она была директором, инвестиционным банкиром в компании Altius. Юрий Лавренюк назначен на должность первого заместителя по борьбе с коррупцией. До этого он занимался внедрением реформ в Министерстве внутренних дел.

Заместителем по евроинтеграции стал Виктор Довгань, предыдущее место работы которого – Министерство экономического развития и торговли. И напоследок, руководителем аппарата назначен Дмитрий Роменский. Аналогичную должность занимал сам Омелян, когда МИУ возглавлял Андрей Пивоварский.

В интервью ЦТС Владимир Омелян уже говорил, что хочет показать обществу, что бюрократы тоже умеют делать реформы. Изменение структуры управления министерством, которая функционировала годами,  - реформаторский шаг. Но, насколько эта система жизнеспособна, можно будет судить со временем. Пока что рынок разделился на несколько групп: тех, кто занял выжидающую позицию, кто одобряет решение министра, и кто всерьез опасается за отрасль. В частности, наибольшие опасения сейчас у портовиков.

миу-3

Портовики лишились своего

Владимир Шемаев, начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций и развития Одесской ОГА отмечает, что "отрасль беспокоит тот факт, что в МИУ не будет заместителя министра с опытом работы в морехозяйственном комплексе. А это значит, что десятки предприятий морской отрасли могут остаться без своего в хорошем понимании "лоббиста" в коридорах власти".  

О том же говорит и бывший руководитель Ильичевского порта Юрий Крук. "Система управления отраслью — это ключевой вопрос. Если там у нас не будет представителя, профессионала, человека, который, по крайней мере, прошел руководство предприятием в системе морехозяйственного комплекса, говорить об улучшении ситуации нам не придется", — считает он.

Бывший министр транспорта Евгений Червоненко, говорит в целом о новом управлении, а не только о портовой отрасли и отмечает, что это противоречит всей бюрократической системе. "При каждом министре транспорта заместители отвечали за конкретную отрасль. В транспорте нужно иметь специальные знания и огромный личный авторитет. Сейчас же людей набирают не специалистов, а по принципу "мимо Гарварда проходил".

Модель быстрых побед

Несмотря на некоторые критические взгляды, многие отмечают, что в целом, эта система имеет большие шансы на успех. Роман Бондарь, партнер консалтинговой компании Talent Advisors, помогающей правительству организовать поиск и отбор кандидатов на государственные должности, говорит о том, что функциональная структура эффективна. Она позволяет определенным людям концентрироваться на четких блоках ответственности и в рамках этих блоков создавать сквозные проекты.

"Условно говоря, если это заместитель, который будет курировать приватизацию, то он, обладая очень глубоким знанием в этом поле, сможет запускать и управлять важнейшими для министерства проектами во всех отраслях. То же самое - другие министры. Евгений Кравцов, который является первым заместителем, имея большой опыт в изменении модели работы госпредприятий, сможет делать это по всей линейке. В противном случае, нужно было бы искать заместителей, которые обладают опытом приватизации, изменением управления, законотворчеством по каждому из отраслевых блоков. К сожалею, Украина не столь богата такими талантами. Поэтому мне кажется, что Владимир сделал очень правильный шаг. Это переход на ту модель управления, которая позволит ему сконцентрироваться на быстрых победах.

Да, это команда отличается от команды Пивоварского. Но, это эксперимент и посмотрим чем он закончится", - отмечает Роман Бондарь. 

Эксперименты соседей

Пока в отечественном Мининфраструктуры реформируют модель управления, в соседних странах не сильно торопятся менять устоявшиеся механизмы. Так, в Чехии сохраняется деление на сектора, которые закреплены за одним из заместителей министра. К примеру, первый заместитель Милан Феранец отвечает за управление государственными компаниями, среди которых и оператор ж/д инфраструктуры SZDC. Он также является главой наблюдательного совета национального ж/д перевозчика České dráhy. Другой замминистра – Ладислав Немец – отвечает за дорожный сектор. За авиацию ответственен Камил Рудолецки. Остальные три замминистра курируют зарубежную деятельность и коммуникацию, взаимодействие с фондами ЕС и стратегию, а также решают всевозможные юридические вопросы. В Чехии нет морских портов, а речное судоходство не столь развито, поэтому эти сектора не выделены.

В соседней Польше ситуация выглядит иначе. На протяжении последних трех лет поляки экспериментировали не столько со структурой министерства, сколько с его функционалом, объединяя его с другими ведомствами. В ноябре 2013 года Министерство транспорта, строительства и судоходства было объединено с Министерством регионального развития в Министерство инфраструктуры и развития. Тогда в медиа часто употреблялся термин "мегаминистерство", но такое слияние тоже имело свою подоплеку. Львиная доля инвестиций из еврофондов направлялась в Польше именно в инфраструктуру и в развитие.

Впоследствии пошел обратный процесс. В ноябре прошлого года в отдельное ведомство было выделено управление перевозками на воде. Так возникло Министерство судоходства и водного транспорта. Примечательно, что после такого шага в Польше начали больше внимания уделять развитию внутренних водных путей. В марте этого года была представлена 15-летняя программа развития внутренних водных путей.

Что же касается самого Министерства инфраструктуры и строительства, то в нем сохраняется отраслевая специализация управления. Один замминистра курирует почту, другой – железную дорогу, третий – дороги и авиацию, четвертый – строительство в целом. Несмотря на все перипетии, такая структура будет существовать и в дальнейшем, как бы ни называлось польское Министерство инфраструктуры.

Читайте также Новая команда Мининфраструктуры