Россия намерена создать Международный реестр судов Морского агентства Крыма. Как заявлял глава Минэкономразвития федерации Алексей Улюкаев, полуостров сможет стать альтернативой для офшоров. Реестр призван дать плавающим под российским флагом судоходным компаниям преференции "удобного флага": льготы по НДС и налогу на прибыль, отсутствие транспортного налога и налога на имущество и т.д.
Читайте также Флаг в руки: правительство хочет ввести международный реестр судов
Очевидно, в Кремле рассчитывают таким образом стимулировать судовладельцев заходить в крымские порты, которые после аннексии Крыма Россией остались без украинских грузов. Транзитных грузов нет, и пока отсюда есть возможность вывозить только продукцию местного производства, а также поставлять в сам Крым грузы для его потребностей.
Министр РФ по делам Крыма Олег Савельев сообщил журналистам, что его ведомство предварительно обсудило эту идею с Минтрансом, и они "готовы рассмотреть возможность создания регистра в Крыму, дающего полный комплект преимуществ (в том числе в сфере налогового и трудового законодательства) регистрации под российским флагом, сравнимый с ведущими мировыми точками притяжения". "В силу тяжело прогнозируемой общественно политической ситуации в мире может оказаться, что российский флаг будет достаточно привлекателен для российских судовладельцев, в том числе и по вопросам безопасности их судовладения", – добавил он.
Впрочем, независимые эксперты перспективы нового реестра оценивают скептически. "Россия уже пыталась удержать суда под своим флагом за счет создания российского международного реестра судов. Он существует уже довольно давно, предусматривает определенные налоговые льготы, но так и не смог составить серьезной конкуренции другим международным реестрам – судовладельцы по прежнему предпочитают флаги Панамы, Мальты и других стран", – говорит директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова.
"И тут дело не только в том, что перечень налоговых льгот "нового" реестра практически идентичен тому, что применяется для судов российского международного реестра, а он весьма ограничен, и даже не в том, что нерезидентные юрисдикции предоставляют такие условия, как очень низкая стоимость регистрации и продления, отсутствие налогообложения доходов, полученных от использования судна и т.п. Важна также конфиденциальность владения судном. Если владение опосредовано, например через нерезидентную компанию, то это защищает от возможных судебных исков, которые нужно адресововать уже не реальному собственнику в родной стране, а к офшорной компании. И рассматриваться такие иски должны в судах по месту регистрации судна", – объясняет юрист.
В Министерстве инфраструктуры Украины также вынашивают идею и себе создать международный реестр.
По мнению российских экспертов, завлечь судовладельцев в крымский реестр станет возможным разве что при условии, что там смогут регистрироваться суда старше 15 лет – именно такое ограничение есть у Российского международного реестра. Тогда, к примеру, судовладелец, который все-таки дорожит своей репутацией, создаст фиктивную компанию, которая и будет оперировать старым флотом. Правда, отсутствием ограничений по возрасту для регистрации судна, помимо низких пошлин, привлекает и соседняя Молдова (при этом для судов не старше 10 лет предусмотрены скидки).
Известный морской эксперт Михаил Войтенко считает, что если флаг будет "крымский", то какие льготы не делай, иностранные и российские судовладельцы, чьи суда не ограничиваются российскими водами, под него не пойдут. "Он будет иметь смысл – при наличии реальных льгот – только для российского каботажа, но опять же, при учете ряда обстоятельств. Первое – будет ли у него право работать в каботаже. Второе – действия Украины. Третье – собственно судовладелец и его планы в отношении данного судна. Если скажем, он задумает перевести его под другой флаг после крымского, то возможны ли какие-либо негативные последствия в результате действий Украины?", – выразил он свои сомнения. Если же это будет флаг РФ, то приписать судно к Севастополю или Керчи означает то, что его удобнее будет арестовать его по иску Украины где-нибудь в иностранном порту, считает эксперт.
Сомневаются в перспективах реестра и сами российские чиновники. Так, тот же Министр по делам Крыма Олег Савельев признался, что рассчитывать на быстрый эффект от создания в Крыму льготных условий регистрации судов не стоит, на это могут уйти и годы.
К слову, в Министерстве инфраструктуры Украины также вынашивают идею и себе создать международный реестр. Недавно в ведомстве даже сообщали о финальной стадии разработки законопроекта про Международный реестр морских и речных судов. В документе обещают собрать и адаптировать к национальным условиям мировые стандарты процедуры регистрации флота, зафиксировать приемлемые ставки налогообложения как самой регистрации, так и доходов от эксплуатации и т.д..
Предложить условия более привлекательные, чем в Крыму, судя по имеющимся данным о планах ведомств двух стран, вряд ли получится – на самом деле украинские чиновники уж больно осторожно относятся к предоставлению льгот. Но говорить конкуренции с крымским реестром здесь не стоит – речь идет о конкуренции все с теми же "удобными флагами", которые, так или иначе, но уже завоевали популярность. В конце концов, украинские чиновники в первую очередь надеются на привлечение под флаг украинских же судовладельцев (имеющийся флот и новые суда в перспективе), российские – на интерес российских же судовладельцев.