Законопроект об особой экономической зоне в Крыму предполагает создание в регионе морского агентства и подведомственного ему отдельного судового реестра, а также введение на неуказанных портовых территориях режима "свободного порта". Такие новации следуют из законопроекта Минэкономразвития РФ, передает РБК.
МЭР планирует создать в Крыму особый налоговый и таможенный режимы, а также специальную инфраструктуру и сделать Крым альтернативой для офшоров, говорил ранее глава министерства Алексей Улюкаев. Премьер РФ Дмитрий Медведев ранее поручил в срок до 25 мая разработать и внести в правительство закон о создании на территории Крыма особой экономической зоны.
В Крыму работают пять грузовых портов: Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь и Ялта, их общий грузооборот в 2013 году упал на 29% до 11,34 млн тонн, в основном из-за снижения перевалки угля и зерна в Керчи, следует из данных администрации морских портов Украины.
Для госрегулирования в области морского транспорта на территории Крыма будет создано морское агентство Крыма, которое в числе прочих функций будет вести Международный реестр судов Морского агентства Крыма. Цель создания реестра - дать плавающим под российским флагом судоходным компаниям преференции "удобного флага", сказано в документе.
Собственники судов, находящихся в реестре, получат льготы по НДС и налогу на прибыль, они будут избавлены от транспортного налога и налога на имущество, а до 2039 года - и от выплаты страховых взносов с заработков экипажей.
Директор по развитию агентства Портньюс Надежда Малышева считает предложение создать отдельный реестр судов в Крыму, нежизнеспособной идеей, так как в РФ уже есть четыре реестра судов и в новом реестре потребности нет.
Перечень налоговых льгот, которые будут предложены резидентам реестра, практически идентичен тому, что предлагается для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, действующем уже восемь лет, говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Юринфлот - Санкт-Петербург" Владимир Морковкин.
Сравнительное преимущество получат лишь владельцы относительно возрастных судов. Если преимущества Российского международного реестра распространяются на суда не старше 15 лет, то крымский реестр будет открыт для 20-25-летних судов. Чтобы увеличить привлекательность крымского реестра для судовладельцев, возможно, стоило бы предложить им большие налоговые льготы, считает Морковкин.
Кроме новаций в области реестра, законопроект предполагает создание зон свободных портов на территории Крыма. Они будут предназначены для упрощения таможенных процедур. Операции с грузами, перемещаемыми между этими портами и иными портами Крыма и РФ, грузами, предназначенными для "обеспечения жизнедеятельности" в регионе, и стратегическими грузами будут облагаться НДС по нулевой ставке, сказано в законопроекте. Статус свободного порта и срок действия этого статуса будет даваться постановлением правительства РФ.