Сигнал Эрдогана
14 марта стало известно, что Турция запретила своим судам посещать аннексированный Россией Крым. Об этом заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе визита в Турцию.
"Сегодня в день визита мы получили ноту о запрете любым турецким судам посещать оккупированный Крым. Это очень прочный сигнал", – подчеркнул премьер.
А премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заверил, что Турция поддерживает Украину, осуждая аннексию Крыма и поддерживая территориальную целостность нашей страны.
Ранее стало известно, что морская торговля между Крымом и Турцией остановлена, а турецким паромам, прибывшим из Севастополя, не дают пришвартоваться в порту Зонгулдак. Директор логистической компании Selin Global Арзыгюль Каймакчи объяснил эту ситуацию тем, что суда прибыли из Крыма.
"В последнее время, когда наши суда прибывают из Севастополя, они так и не пришвартовываются в порту Зонгулдак. Это очень большая проблема, так как весь груз мы обязаны возвращать обратно экспортерам", – пожаловался Каймакчи. Интересно, что никаких официальных объяснений так и не было получено: "У нас есть турецкие суда, на которых работает целиком и полностью турецкий персонал. Но судно до сих пор не может пришвартоваться. Причина – оно прибыло из Крыма".
Эту информацию подтвердил директор оператора паромного сообщения – созданной оккупационной администрацией компании "Крымское морское агентство" Станислав Гвоздилов: "Получается, что причина в том, что Турция не признает российский Крым. По логике выходит так. Российские суда из других регионов принимаются, из Новороссийска, например, а из Крыма – нет".
Запрет и нарушители
Заходом в порты оккупированного и аннексированного Россией Крымского полуострова судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины.
Эта статья была внесена в Уголовный Кодекс при принятии Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины". По этому закону, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.
Согласно списку судов-нарушителей от "Майданна закордонних справ" и даннымх мониторинга, главным нарушителем запрета является Россия, что логично. Далее следуют суда под "удобными флагами" - Того, Панама, Коморские острова и т.п. Основными реальными нарушителями выходят Турция, Молдова и Болгария.
Всего, по данным Государственной гидрографической службы Украины, по состоянию на август 2016 года в портах Крыма и города Севастополя за два года было зафиксировано 631 судно. Причем в эту цифру входят как суда, которые находились в портах на момент аннексии, так и те, кто заходил позже, но не входят в военные и вспомогательные суда ВМФ России. По этим же данным, 352 судна имели флаг России или принадлежали российским собственникам, 43 судна были зарегистрированы в Евросоюзе, а еще 22 судна принадлежали бенефициарам из ЕС.
Альтернативные подсчеты аналитиков Lloyd's List Intelligence свидетельствуют, что в 2015 году количество судозаходов в крымские гавани увеличилось более чем вдвое: с 2002 до 4150 заходов.
Вместе с тем, статистика Lloyd's List Intelligence показывает, что в крымские порты все чаще заходят российские суда, в то время как суда под флагом других стран стараются избегать полуострова. Это отчетливо видно на данных дедвейта судов.
В 2015 году общий дедвейт упал до 6,9 млн тонн, а тройка лидеров распределилась следующим образом: Россия – 2 млн тонн, Турция – 1,7 млн тонн, Украина – 0,5 млн тонн. Дедвейт немецких судов сократился до 0,4 млн тонн, греческих – до 0,28 млн тонн.
К сожалению, у Украины крайне мало инструментов для наказания нарушителей. Единственный шанс – если после захода в крымский порт судно зайдет в другой украинский порт на материке. Так произошло с торговым судном Sky Moon. В суде было доказано, что судно неоднократно (как минимум 8 раз) совершало рейсы в оккупированный Крым, перевозя из закрытых портов Керчи, Феодосии и Севастополя в Турцию и Молдову металлолом, техническую кальцинированную соду и семена льна. Причем и капитан, и судовладелец делали это сознательно, подделывая документы о погрузке грузов в российском порту Темрюк.
Но капитаны и судовладельцы крайне редко совершают такие ошибки. Так что единственный шанс на соблюдение режима – это содействие морских властей других стран.
Реалистичен ли запрет
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял о неизменности позиции Анкары по статусу Крыма как украинской территории.
Но, вопреки протестам украинских властей, долгое время не замечал участие судовладельцев своей страны в нарушении украинских законов.
Все предыдущие подобные заявления о готовности Турции остановить транспортное сообщение с Крымом ни к чему не привели. Тем более что после этого заявления уже был зафиксирован случай захода турецкого судна в крымский порт.
"Скорее всего, это заявление было сделано для ушей украинской делегации. И поскольку это только заявление, то вряд ли стоит надеяться на какое-то юридическое оформление этих слов, - считает исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. - По крайней мере, все предыдущие подобные заявления о готовности Турции остановить транспортное сообщение с Крымом ни к чему не привели. Тем более что после этого заявления уже был зафиксирован случай захода турецкого судна в крымский порт. 19 марта судно MORYAK (T8A2058) imo: 8881266 (Турция) зашло в порт Севастополь".
Однако главред BlackSeaNews Андрей Клименко настроен более оптимистично, и связывает новую позицию Эрдогана с политическими факторами. С одной стороны Эрдоган пригласил Путина на заседание ОЧЭС, которое пройдет в Стамбуле. Но с другой, как отмечает эксперт, Турция вынуждена принимать во внимание внутриполитический фактор в виде влияния крымско-татарской диаспоры, а также эффективную работу украинских дипломатов: "В составе делегации Украины, которая была в Турции с Гройсманом, присутствовал Мустафа-ага Джемилев. Он всегда использовал наши материалы по пароходам-самолетам из Крыма в Турцию. Плюс там активно работало и работает Генконсульство в Стамбуле и Посольство в Анкаре (их позиция и активность, слава Богу, не меняется при смене Яременка на Боднара и Корсунского на Сибигу). Они тоже всегда используют наши мониторинги".
При этом, по мнению Клименко, эта активность привела к конкретным результатам: "Именно активность Мустафы и Рефата в сочетании с нашими дипломатами в Турции позволила: отменить самолет, который летал из Симферополя в Стамбул и отменить лайнер Адриана, который ходил из Севастополя в Стамбул. Итог: Эрдоган на растяжке между экспортом помидоров-огурцов в РФ и отношениями с крымскотатарским народом и его лидерами, коих в Турции сильно уважают, их около 4-х млн".
Однако, для того чтобы запрет стал реальностью, турецкие власти должны перейти от заявлений к принятию формальных документов. Пока на турецкий сайтах об этом не сообщается.
Читайте также Крым (не) наш: Сколько судов зашло в порты полуострова после аннексии