На фоне восторга по поводу прихода в Украину Ryanair осталось незамеченным другое очень важное для страны событие. Украинский суд задержал иностранное судно Sky Moon с 3 тыс. тоннами технической соды на борту за незаконное посещение портов Крыма. "Впервые в истории Украины суд принял решение и о конфискации морского судна", – отрапортовали в Военной прокуратуре Южного региона Украины. Но если копнуть немного в историю, то "перемога" превращается в "зраду".

Проходной двор

Для начала вспомним, сколько судов, заходивших в крымские порты, арестовывалось в Украине. На ум приходит не так уж и много случаев. В феврале-марте 2015 года в украинских портах были задержаны несколько судов, посещавших крымские порты. В начале февраля в Черноморском порту был задержан сингапурский танкер-газовоз KNEBWORTH, а в Бердянском порту – украинский рыболовецкий траулер "Чермемош". Позднее, в марте, особый резонанс вызвало задержание в Херсоне турецкого сухогруза "Kanton". Турецкая компания Master Shipping Ltd, владеющая судном, выразила возмущением решение украинских властей. После этого было еще один-два случая, на этом список, пожалуй, исчерпывается.

Аналитики Lloyd's List Intelligence подсчитали, что в 2015 году количество судозаходов в крымские гавани увеличилось более чем вдвое: с 2002 до 4150 заходов.

Несмотря на санкции и на задержания судов, количество посещений портов Крыма продолжает расти. Аналитики Lloyd's List Intelligence подсчитали, что в 2015 году количество судозаходов в крымские гавани увеличилось более чем вдвое: с 2002 до 4150 заходов. По словам Дэрила Вильямсона из Lloyd's List Intelligence, статистика показывает, что в крымские порты все чаще заходят российские суда, в то время как суда под флагом других стран стараются избегать полуострова. Это отчетливо видно на данных дедвейта судов. В 2014 году порты полуострова посетили суда общим дедвейтом 14,1 млн тонн, из них 4,6 млн тонн – российские, 3,7 млн тонн – греческие, 2,5 млн тонн –турецкие, 1,1 – немецкие, по 0,5 млн тонн – американские и польские, 04, млн тонн – украинские. В 2015 году общий дедвейт упал до 6,9 млн тонн, а тройка лидеров распределилась следующим образом: Россия – 2 млн тонн, Турция – 1,7 млн тонн, Украина – 0,5 млн тонн. Дедвейт немецких судов сократился до 0,4 млн тонн, греческих – до 0,28 млн тонн.

krym1

Инфографика Lloyd's List Intelligence. Кликните для просмотра в полном размере.

Согласно подсчетам главного редактора портала BlackSeaNews Андрея Клименко, доля российских судов с 2014 по 2016 год выросла более чем вдвое. "Если в 2014 году из морских судов-нарушителей режима оккупированной территории, который ввела Украина и который был после подтвержден санкциями цивилизованных стран, российских судов-нарушителей было 30% от общего числа, то за 8 месяцев 2016 года их 71%", – отметил эксперт в интервью изданию "Центр журналистских расследований".

В то же время, данные о судозаходах показывают другую тенденцию. Lloyd's List Intelligence утверждает, что наибольшая доля судозаходов в порты Крыма принадлежат судам, которыми владеют украинские компании. В 2014 году было зафиксировано 564 посещений украинскими судами портов полуострова, что составляет 28% от общего количества (российскими – 511 или 25,5%), в 2015 году – 1013 заходов или 24,4% от общего показателя (российскими – 896 или 21,6%).

Lloyd's List Intelligence утверждает, что наибольшая доля судозаходов в порты Крыма принадлежат судам, которыми владеют украинские компании.

Отметим, что в обоих случаях в тройку лидеров попадает Турция. Недавно эта страна официально заявила о прекращении приема судов из Крыма. Но это не мешает турецким компаниям возить грузы в/из Крыма. В 2014 году турецкие суда 331 раз заходили в порты Крыма, в 2015 году 482 раз. По дедвейту Турция также входит в Топ-3.

Среди государств-членов ЕС наиболее злостными нарушителями являются Греция и Германия. Кроме дедвейта, суда этих стран лидируют и по судозаходам, занимая в 2014-2015 годах стабильные 4-е и 5-е места соответственно. Также вопреки санкциям в порты Крыма заходят суда, принадлежащие компаниям из Болгарии (11 раз в 2015 году), Италии (9 раз), Литвы (5 раз), Кипра (4 раза), Нидерландов (3 раза), Великобритании и Эстонии (по 2 раза) и Дании (1 раз). Не прочь нарушить запрет и судовладельцы из США. В 2014 году американские суда 18 раз заходили в Крым, в 2015 году – 21 раз.

Перспектива санкций

Приведенные цифры в очередной раз подтверждают, что санкции в отношении портов Крыма не соблюдаются. В числе нарушителей находятся и украинские компании. Юристы отмечают, что государства Евросоюза, хоть и поддержали санкции, но не внедрили механизм для наказания нарушителей в их собственном законодательном поле. "Санкции прописаны в нормативных актах, влияющих на отдельных лиц и корпорации. Но устанавливает правонарушения и определяет наказания именно внутреннее законодательство", – отмечает Дэниэл Мартин, партнер британской юридической компании HFW и эксперт по санкциям. Член правительства одной из европейских стран сообщил изданию Lloyd’s List, что у государств не хватает политической воли для поддержания и усиления санкций против России. По словам чиновника, пожелавшего остаться неизвестным, Евросоюз выбрал тактику "закрывания глаз" на санкции.

krym5

Судовладельцы свои действия оправдывают незнанием. Так, Петер Мейер-Венк, директор немецкой судоходной компании Apollo Shipping, заявил, что его предприятие не получало какой-либо информации о запрете на заход в порты Крыма. "Может ли украинское правительство сказать мне, куда мои суда могут, а куда не могут заходить?", – заявил бизнесмен изданию Lloyd’s List. Отметим, что сухогруз Apollo Lynx, принадлежащий этой немецкой компании, с октября 2014 по март 2015 года 7 раз заходил в порты Крыма.

Юристы считают подобные оправдания нерациональными. Старший юрист украинской компании Interlegal Сергей Калитенко говорит, что судовладельцы знают о санкциях и запрете на посещения Крыма. Украине, в свою очередь, нужно активнее мониторить нарушителей. По мнению юриста, у официального Киева есть все возможности для задержания судов-нарушителей, их экипажей и даже экстрадиции капитанов из других стран. Тем более, что современные технологии позволяют отследить передвижение судов.

У официального Киева есть все возможности для задержания судов-нарушителей, их экипажей и даже экстрадиции капитанов из других стран, - С. Калитенко.

Но не все компании являются злостными нарушителями, как Apollo Shipping. Издание Lloyd’s List приводит пример итальянской компании Nova Marine Carriers, суда которой регулярно курсируют между Мариуполем, Одессой и портами Италии. "Мы никоим образом не нарушали никаких законодательных норм ЕС", – заявил изданию Джузеппе Масса, менеджер компании по фрахтованию.

К тому же, опыт транспортных компаний в других регионах показывает, что всегда можно перестроить логистические цепочки и маршруты. Например, ж/д компании Турции уже изменили свои маршруты из-за усилившегося потока беженцев из Сирии. Удивляет, почему этого не могут сделать судоходные компании из-за аннексии Крыма. А еще больше удивляют украинские бизнесмены, которые первыми нарушают санкции своего же государства…

По материалам Lloyd’s List, Центр журналистких расследований, BlackSeaNews