Президент Украины Петр Порошенко 16 сентября утвердил решение СНБО о санкциях в отношении лиц, причастных к аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Среди компаний в отношении которых введены санкции, фигурирует "Аэрофлот", ОАК, Первая грузовая компания и другие. В целом, ограничительные меры касаются более 400 физических и более 90 юридических лиц Российской Федерации и других стран, причастных к аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Львиная доля попавших под санкции компаний – из транспортного сектора. Санкции вводятся на один год.
Аэрофлот и Трансаэро
Санкции введены отдельно в отношении крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" и второй по величине компании России "Трансаэро". Впрочем, на прошлой неделе эти компании объединились из-за желания властей не допустить банкротства "Трансаэро".
В документе РНБО сказано, что "Аэрофлоту" грозят "ограничения, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины". Какие именно санкции из этого перечня будут реализованы – не ясно, но данные формулировки при определенном развитии ситуации могут привести даже к остановке авиасообщения между Украиной и Россией. После покупки "Трансаэро" "Аэрофлот" стал де-факто монополистом российского авиарынка.
Можно также ожидать ответных действий России в отношении украинских авиаперевозчиков - например, к МАУ. В украинской компании неоднократно подчеркивали, что полеты Киев-Москва являются очень рентабельными даже сейчас.
В санкционный список "Аэрофлот" (и еще целый ряд российских авиакомпаний по меньше) попал из-за полетов в оккупированной Крым. Последний год "Аэрофлот" довольно успешно в судах оспаривает начисление Госавиаслужбой штрафов за нарушение правил и порядка эксплуатации воздушного пространства Украины.
Еще 24 апреля 2014 года министр инфраструктуры озвучил позицию Украины по поводу полетов российских авиакомпаний в Крым. Согласно официальной позиции, воздушное пространство над Крымом является закрытым и все авиакомпании, осуществляющие перелеты на полуостров, грубо нарушают действующие международные нормы.
В сентябре текущего года руководитель ключевого европейского ведомства по безопасности воздушного движения – Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) Франк Бреннер подтвердил, что в его понимании, Крым – это часть суверенной территории Украины, и именно Украина решает открыть Крым для полетов или нет. "Украина решила закрыть воздушное пространство, все маршруты и аэропорты. И поэтому мы не допустим, не примем и не разрешим полетов в Крым до тех пор, пока ситуация не изменится", - заявляет Франк Бреннер.
ГП Севастопольский порт и ГП Керченский порт
Еще в июле 2014 года Евросоюз опубликовали расширенный санкционный список граждан, которым запрещен въезд в страны сообщества, а также организаций и компаний, чьи активы в ЕС подлежат заморозке и с которыми запрещено работать предприятиям, зарегистрированным на территории Евросоюза. В этот перечень среди прочих, в частности, попали порты Керчи и Севастополя. Американские санкции также касаются этих предприятий.
Украинские санкции предполагают запрет или ограничения захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды Украины, ее внутренних вод, к которым, безусловно, эти порты принадлежат. Впрочем, в этом случае санкции – скорее формальность. Никак повлиять на работу данных портов Украина сейчас не может.
Евпаторийский авиационный ремонтный завод (входит в ОАК)
В отношении Евпаторийского авиационного ремонтного завода предусматриваются максимально суровые санкции вплоть до полного блокирования любой деятельности предприятия. Интересно, что недавно, 15 сентября Кабмин Украины согласился с предложением Минэкономразвития и государственного авиастроительного концерна (ГАК) "Антонов" о выходе этого концерна из совместного украинско-российского предприятия ООО "ОАК-Антонов" (Москва).
Украинские санкции в отношении ПГК и ее украинской дочки предусматривают полную приостановку транзита ресурсов и перевозок территорией Украины.
Напомним, ГАК "Антонов" и российская "Объединенная авиастроительная компания" (ОАК) подписали соглашения участников СП в октябре 2010 года. Согласно озвученным сторонами данным, создающееся на паритетных условиях СП должно было обеспечить координацию украинской и российской сторон по совместным программам авиапрома, а также заняться вопросами маркетинга и послепродажного обслуживания самолетов. Совместная компания также планировала выработать предложения по дальнейшей интеграции авиапромов РФ и Украины в будущем, после завершения корпоратизации авиапрома Украины. Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", доли ГАК "Антонов" и ПАО "ОАК" в "ОАК-Антонов" равны - по 12,5 млн рублей, а ранее 100% владельцем компании была российская "ОАК".
Интересно, что непосредственно против ОАК - главной авиакорпорации России – Украина санкций не ввела. Тогда как в 2014 году Евросоюз такие санкции ввел.
Первая грузовая компания в Украине
"Первая Грузовая Компания" — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России, контролируется миллиардером Владимиром Лисином. В конце февраля 2015 года посол Украины в РФ Владимир Ельченко в обращении к президенту Петру Порошенко указывал, что ПГК «продолжает беспрепятственно работать в Украине, хотя является основным перевозчиком российских военных грузов в Крым, а также на территории Донбасса, контролируемые сепаратистами».
Украинские санкции в отношении ПГК и ее украинской дочки предусматривают полную приостановку транзита ресурсов и перевозок территорией Украины. Интересно, что "Первая Грузовая Компания" является крупным перевозчиком российского транзита территорией Украины, а ее украинская дочка оперирует более чем 5 тыс. вагонов, а также собственным парком в 495 полувагонов и 110 цистерн.
В результате санкций можно ожидать падения российского транзита в направлении наших портов. Впрочем, тренд на снижение здесь наблюдается уже давно.
Физические лица
В большом списке физических лиц среди представителей транспортной отрасли фигурируют: Андрей Дутов (глава совета директоров Объединенной судостроительной корпорации), Кельбах Сергей (глава Автодора), Пекарш Александр (заместитель генерального директора "Компания Сухой"), Смирнов Сергей (заместитель генерального директора "Компания Сухой"), Школов Евгений (глава совета директоров "Уралвагонзавод"). К слову, УВГЗ уже больше года находится под американскими санкциями.
РЖД на прицеле?
В январе-феврале 2015 года, когда в России обсуждался вариант запуска поезда Луганск-Москва (а теперь говорят о поезде Луганск-Ростов-на-Дону), руководство УЗ направило РЖД письмо, в котором пригорозило приостановить любые отношения с российским железнодорожным госомнополистом. После этого разговоры относительно налаживания пассажирского ж.д. сообщения между Россией и ДНР-ЛНР поутихли. Впрочем, исключать, что такой поезд все-таки будет запущен не стоит.
Полный список юридических лиц под санкциями Украины:
- 308 авиационный ремонтный завод;
- Госудасрвтенная компания 224 летный отряд;
- Аэрофлот;
- Борисфен-Авиа;
- Авиакомпания ВИМ-АВИА;
- Газпром авиа;
- Донавиа;
- Казанский вертолетный завод;
- Кумертаусское авиационное производственное предприятие;
- Вертолеты России;
- Вертолетная сервисная компания;
- Научно-технический центр эксплуатации и ресурса авиационной техники;
- Оренбургские авиалинии;
- Авиационная компания Полет;
- Ред Вингс;
- Специальный летный отряд "Россия" управления делами президента РФ;
- Авиакомпания Россия;
- РусДжет;
- РусЛайн;
- Авиапредприятие Северсталь;
- Авиакомпания Сибирь;
- Авиакомпания Сирус-Аэро;
- Трансаэро;
- Улан-Удэнский авиационный завод;
- Уральские авиалинии;
- Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России;
- Авиакомпания Центр-Юг;
- Авиакомпания Шар инк Лтд;
- Авиакомпания Якутия;
- Авиационная транспортная компания Ямал;
- Севастопольское авиационное предприятие;
- Евпаторийский авиационный ремонтный завод;
- Первая грузовая компания;
- Первая грузовая компания в Украине;
- Когалымавива;
- Коспос;
- Научно-производственный центр газотурбостроения Салют;
- концерн Алмаз-Антей;
- Керченский морской порт;
- Севастопольский МТП;