В ближайшее время Кабмин отправит на рассмотрение парламента законопроект "О международном реестре судов Украины", который сейчас дорабатывает Министерство инфраструктуры. Так правительство надеется привлечь судовладельцев под государственный флаг Украины: альтернативными реестрами отдельные страны удерживают собственников от перевода судов из-под национальной юрисдикции в более выгодные открытые регистры.

Стран "удобного" флага предостаточно: многие последовали примеру Панамы, которая во время Первой мировой войны упростила порядок регистрации иностранных судов, предоставила налоговые льготы и занизила правовые стандарты в сфере трудовых отношений. Видя эффект, подобный порядок ввели также Гондурас, Либерия и Коста-Рика. Со временем список стран, предлагающих "удобный" флаг расширялся,  и к началу XXI века под ним ходила уже половина мирового флота (по количеству судов и тоннажу).

В конце 80-х Норвегия, Дания и Германия ввели свои международные судовые регистры со значительными преимуществами для судовладельцев по сравнению с национальной регистрацией, их число тоже увеличивается. Они предусматривают низкие налоги на доходы от судоходства, государство рассчитывает на получение тоннажного сбора. Позволяется нанимать дешевую иностранную рабочую силу, урезаются отчисления в фонды соцобеспечения иностранных моряков. Размер зарплаты допускается устанавливать в зависимости от уровня жизни страны, гражданином которой является конкретный член экипажа, и уровень обычно согласовывается с международной федерацией транспортных работников.

При этом такие регистры привлекают тех судовладельцев, которые готовы работать по более жестким международным нормам. Ведь в отношении ряда стран стали даже употреблять термин "грязный флаг": из-за слабого контроля их морских администраций судовладельцы нарушают международные конвенции в сфере безопасности мореплавания, условия уровня оплаты труда моряков, перевозят наркотики и оружие.

Поэтому эксперты считают, что если Украина хочет принять международный реестр, то должна позаботиться о своей международной репутации. В частности, нельзя допускать регистрацию устаревших судов (которых и в самой Украине немало), нужно ограничить их возраст хотя бы десятилетием.

Украина сегодня не создает стимулов для перехода судов под ее флаг.

Сбалансировать интересы государства и судовладельцев будет не так просто. Например, та же Германия может привлечь довольно простыми процедурами регистрации флота и оформления судовых документов, минимальными злоупотреблениями со стороны таможенников, экологов и санитарных служб, способностью морской администрации защитить интересы своих судовладельцев и моряков за рубежом. Украина же этим похвастаться не может.

Правда, работодателя могут заинтересовать невысокие требования украинского законодательства к размеру уровня оплаты труда моряков, которые известны своим профессионализмом. Под чужими флагами их ходит более сотни тысяч.

Чужие среди своих "Удобные" флаги поднимают над своими судами и многие украинские перевозчики, которых "родной" не привлекает из-за необходимости платить больше налогов, сборов, пошлин и т.п. Да и поднимать его может лишь компания, в уставном капитале которой есть средства только отечественных учредителей.

"Статья 32 КТМ Украины обязывает регистратора (Укрморречинспекцию) проверять "наличие иностранного капитала" в уставном фонде компании-судовладельца, а иностранным гражданам дорога к регистратору и вовсе закрыта. Это ограничение – рудимент советской эпохи, и если мы хотим привлечь судовладельцев под украинский флаг, его нужно отменить", – считает руководитель практики морского права Юридической фирмы "АНК" Артем Волков. И добавляет, что на практике его легко обойти: достаточно временно исключить нерезидента из ООО (на момент подачи документов регистратору), после чего ввести его обратно – это не контролируется и санкция за это "нарушение" отсутствует.

"Мы обращали внимание Минтранса на эту проблему, и даже разрабатывали проект Закона о внесении изменений в КТМ, предложив удалить часть 3 статьи 32 КТМ Украины, или изложить норму в другой редакции: иностранный судовладелец не может поставить судно под украинский флаг, а вот украинская компания (независимо от структуры капитала) может это инициировать. Но наши инициативы пока не были воплощены в жизнь", – говорит он.

Национальные перевозчики имели преимущество перед иностранными, которых на внутренние водные пути не пускали, но в марте Кабмин открыл порты для захода невоенных судов под флагами государств, с которыми Украиной подписаны соглашения о судоходстве на внутренних водных путях. Пассажирским судам разрешили входить вне зависимости от наличия этих соглашений. Госинспекция по безопасности на морском и речном транспорте предоставляет судам коммерческого флота одноразовые временные разрешения.

Государственная налоговая администрация разъясняет, что согласно новому Налоговому Кодексу, взимание НДС с портовых сборов незаконно. Это имеет отношение ко всем судам, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, тем судам, которые следуют между портами Украины с последующим пересечением госграницы, а также судам, следующим транзитом через порты Украины без таможенного оформления.

"Украина сегодня не создает стимулов для перехода судов под ее флаг. Более того, с 2005 года отменены скидки с портовых сборов для флага Украины, с 2008-го – скидки со ставок портовых сборов и плат за услуги судам загранплавания компаний, имеющих статус национального перевозчика", – обращает внимание эксперт по логистике водного транспорта Александр Лысенко.

Он считает, что Украине нужно четко определиться с теми преимуществами, которые она может предложить судовладельцам и постараться донести это до них. "Конкуренция очень жесткая. Далеко идти не нужно: соседняя Молдова привлекает и низкими пошлинами, и отсутствием ограничений по возрасту для регистрации судна, и скидками  для судов не старше 10 лет", – говорит эксперт.

Чего ждем За принятие законопроекта "Про международный реестр судов Украины" выступают Государственная налоговая служба, Ассоциация судостроителей "Укрсудпром" и другие. По информации ЦТС, правительству предлагают доходы, которые зарегистрированное в таком реестре судно получает от перевозки грузов и пассажиров, освободить от уплаты налогов, предусмотренных иными законодательными актами Украины. На другие виды доходов судовладельца, не связанные с перевозкой грузов и пассажиров, специальный налоговый режим не распространяется. В то же время, с судна один раз взимается регистрационный сбор и ежегодно – фиксированный налог.

Сторонники концепции считают, что это позволит развернуть работу по созданию и внедрению целостной системы поддержки морской индустрии. Предполагается, что от либерализации режима флага Украина сможет ежегодно получать до $1 млрд. дополнительных доходов.

Впрочем, пока это только планы, и разговоры о необходимости введения международного реестра судов ведутся годами. "Наша ассоциация предложения по созданию морского реестра в пакете предложений по возрождению морской индустрии отправляла правительству еще три года назад. А еще в 2008 году вопрос в числе прочего поднимался на заседании Совета национальной безопасности, и 20 мая был соответствующий указ. Главным исполнителем был Кабмин, но Тимошенко спустила исполнение как говорится, "на тормозах, не объясняя президенту, почему", – вспоминает Первый вице-президент "Укрсудпрома" Виктор Лисицкий.

"Потом в 2010 были предложения от профессионалов морехозяйственного комплекса внести в Налоговый Кодекс главу про "Специальные режимы налогообложения субъектов хозяйствования морехозяйственного комплекса". Более половины предложений в этой главе заняли ранее выполненные наработки Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины формализованные в виде законопроекта "Про Международный реестр судов Украины". Но снова таки внедрения мы не дождались", – говорит Виктор Лисицкий. Он уверен, что принимать закон нужно, хоть и не исключает, что в дальнейшем возникнут споры в отношении того, каким именно он должен быть. Главное – что б была основа.

Адвокат фирмы "АНК" Артем Волков уверен, что внедрению модели международного морского реестра будут мешать бюрократические проволочки, с которыми столкнутся судовладельцы в Украине.  "Сегодня любое юридическое действие в отношении украинского судна должно быть согласовано с двумя службами: службой капитана порта, к которому приписано судно и Укрморречинспекцией. Это приводит к неоправданным временным затратам на самые простые регистрационные действия: в Украине месяцы уходят на то, на что, скажем, в Белизе, Грузии или Панаме уходят два-три дня. Нужно менять отношение самих чиновников к этому вопросу", – подчеркивает он.