Войцех Балчун довольно известная в его родной Польше личность. Сейчас он музыкант, который играет рок с группой Chemia и реализует свое юношеское увлечение, но гораздо большую известность ему принесла реформаторская деятельность в железнодорожной отрасли.
В течение пяти лет, с 2008 по 2013 год, Балчун возглавлял PKP Cargo – государственного грузового ж/д оператора. Еще до его прихода компания переживала не лучшие времена. Под влиянием мирового и европейского экономического кризиса финансовые показатели достигли критических размеров. Так, в 2008 году чистый убыток PKP Cargo достиг 179 млн злотых. Это был наихудший показатель среди всех компаний, входящих в состав группы PKP.
В 2008 году была принята программа реструктуризации PKP Cargo. Она включала несколько ключевых аспектов: оптимизация персонала, продажа лишнего имущества, модернизация и обновление подвижного состава, расширение деятельности в других странах ЕС, налаживание тесных связей с клиентами. Реализация стратегии оказалось делом непростым. К примеру, за годы правления Войцеха Балчуна персонал компании сократился с 45 до 23 тыс. сотрудников. Профсоюзы проводили неоднократные забастовки, а руководству приходилось проводит сложные переговоры. Есть и другая сторона. Уже в 2009 году PKP Cargo заработала первую прибыль, но по итогам года все же оказалась в убытках. Ситуация изменилась в 2010 году. Первая чистая прибыль перевозчика составила 62 млн злотых, в 2011 году – 240 млн злотых, в 2012 году – 340 млн злотых. После ухода Войцеха Балчуна прибыльность сохранилась. Реализация других аспектов реструктуризации продолжается и сегодня.
Пожалуй, главным результатом деятельности Балчуна в PKP Cargo является подготовка к выходу на биржу. Лавры от успешного дебюта пожинал его преемник – Лукаш Боронь, но все успехи компании были достигнуты во время правления Войцеха Балчуна. Посмотрим, удастся ли ему применить свой менеджерский опыт в "Укрзализныце". Чтобы читатели лучше узнали о новом глава УЗ, мы выбрали самые яркие цитаты из его интервью, которые он давал польским СМИ.
Мы собрали наиболее интересные высказывания польского специалиста.
Об увлечении музыкой
Каждый парень в зрелом возрасте испытывает увлечение. Один покупает мотоцикл, другой Porsche, третий начинает разводить голубей, а я записываю диск. Во мне есть немного от фрика. На протяжении всей жизни я мирился с двумя противоречащими друг другу вещами. Я был менеджером и играл на гитаре. В конце концов я встретил на своем пути бывалого музыканта, Марка Лафранса из группы Bachman & Turner, легенду 70-х годов, который сказал мне: "доверяй сердцу". Ну, я его и послушал. Chemia – это увлечение, которое стало работой. За последние несколько недель, записывая альбом, часто по нескольку часов в день, я был самым счастливым человеком в мире.
О звездной болезни
Я был руководителем (PKP Cargo) ровно пять лет. Я подумал, что, возможно, многовато рутины закралось в мои действия. Стоит немного освежить голову. Это было нелегко… У людей из (железнодорожной) отрасли не укладывалось в голове, что какой-то гадкий руководитель хочет быть пресловутой "рок-звездой". Конечно, я никогда не думал о так называемой "звездности", я просто хотел реализовать увлечение всей своей жизни.
О должности
Для меня всегда наиболее важными были задачи для выполнения. Я не преклонялся перед размерами офиса, автомобилем с водителем или рабочей кредитной картой, но я знаю очень много людей, для которых важно выполнение этих функций.
О жизни и непреодолимых целях
Мир полон неожиданностей. Я отношусь к жизни как к большому приключению. Мне нравятся вызовы и цели, которые кажутся невозможными. В PKP Cargo вначале все говорили, что компанию невозможно реструктуризировать. Это только подталкивало меня к действиям. Когда я создал группу и решил сделать карьеру за рубежом, мне также все говорили, что это невозможно, что польский рок-мейнстрим нигде там не прижился. Это тоже заводит меня.
О прагматичном музыканте
В Польше до сих пор жив миф о романтическом артисте, который голодает, живет только искусством, страдает за миллионы людей, а о реальном мире не имеет ни малейшего представления. Так выглядит настоящий творец. Сам я творю музыку почти каждый день, но то, как это я делаю, исходит из моего опыта в бизнесе, который к этому видению не очень подходит. На Западе опыт в бизнесе – огромная ценность. Артисты очень скромны, и, преимущественно, самыми лучшими из них являются самые скромные, но которые подходят к работе очень прагматично.
О железных дорогах Польши до реформ
Низкая эффективность, отсутствие знаний о рынке, отсутствие контактов с клиентами, отсутствие перспективного мышления, плохая ценовая политика... Наибольшей сложностью для нас было мышление категориями монополии. В PKP Cargo повсюду был подход: это мы решаем, кому и когда даем вагон, а если кому-то это не нравится, то что он нам сделает?
PKP была местом обитания патологии. Она заключалась в том, что там были сотрудники, работавшие на "два рабочих места". Это, конечно, не была здоровая группа, хотя процессы преобразования продолжаются и сегодня. Но реальность не черно-белая. Да, в PKP Cargo я встречал людей, от которых нужно было немедленно избавиться. Но в то же время мне попадалось и много вовлеченных менеджеров, которые идентифицировали себя с компанией и их очень беспокоило та ситуация, в которой она оказалась. В какой-то момент я почувствовал, что люди гордятся тем, что работают там, а это и является основой для деятельности любой компании. Это позволяет иначе работать с клиентом, по-другому подходить к выполнению своих задач и по-другому относиться к месту своей работы.
Я пришел в самое худшее время – когда внутренние проблемы вызвали финансовый крах. И у меня есть ощущение, что что-то хорошее удалось сделать. Конечно, это был мой самый интересный управленческий опыт, который я могу использовать в других коммерческих предприятиях.
О железнодорожниках
В железнодорожной отрасли по-прежнему сохраняется много этики и чувства долга. Хотя в PKP Cargo они, возможно, находились в спящем состоянии. У железных дорог до войны был этос (набор моральных установок и правил - ред.), обслуживание и чувство миссии. С этим они ассоциировались. Во многих людях в компании я встречал этот подход.
О лидерстве PKP Cargo
Мы выстраиваем естественную позицию лидера в Центрально-Восточной Европе. Когда мы объявили, что мы планируем получить немецкий сертификат, никто не поверил. Сегодня мы получили его. Мы ездим туда, мы отправляем все больше поездов не только в Германию, практически мы уже достигли итальянской границы. Это последовательная реализация нашей политики. Весь Юг вплоть до Балкан является естественным направлением развития PKP Cargo на том основании, что там находятся наши клиенты и клиенты, которых мы ищем.
Подготовлено по материалам Forbes Polska, Rynek Kolejowy, Kurier Kolejowy, PolskaTimes.