"Украина должна разрабатывать новые международные транспортные коридоры с тем, чтобы стать надежным транзитным мостом между странами Европы, Азии и Востока", – заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян после встречи с иранской делегацией 19 апреля в Киеве. Переговоры с иранцами прошли довольно результативно, ведь стороны договорились о запуске тестового грузового поезда из Украины в Иран, причем уже этим летом. Но настоящая жара началась еще до наступления лета. В течение недели министр инфраструктуры Владимир Омелян и глава правления "Укрзализныци" Войцех Балчун обменялись любезностями по поводу запуска поезда в Иран. В чем же загвоздка?

Очень часто любые новации вызывают у людей здоровый скепсис. Не стала исключением и данная инициатива. Первый аспект, на который обратили внимание эксперты – маршрут будущего поезда. В официальном сообщении утверждалось, что поезд проследует через территорию Грузии и Азербайджана. Казалось бы, неплохой маршрут, но...

Зерновозы vs контейнеры

"Сейчас грузы по железной дороге можно довезти только до Азербайджана. До Ирана везти в вагонах невозможно. Мы можем туда везти либо в контейнерах, либо в портах Азербайджана осуществлять перевалку на сухогрузы", – говорит транспортный эксперт Александр Кава. Чтобы довезти груз из Азербайджана вглубь территории Ирана не хватает 160 км пути. Речь идет о железной дороге Казвин – Решт – Астара, строительство которой должно начаться в этом году, а введение в эксплуатацию запланировано на 2019 год.

Чтобы довезти груз из Азербайджана вглубь территории Ирана не хватает 160 км пути. Но в Мининфраструктуры видят конечной точкой маршрута поезда один из портов на Каспии.

В Министерстве инфраструктуры не отрицают отсутствие этой проблемы, но отмечают, что пока и не планировали отправлять поезд по иранской железной дороге, а конечной точкой маршрута видят один из иранских портов на Каспии. Здесь говорят о двух альтернативных маршрутах. Исходя из слов замминистра инфраструктуры Виктора Довганя, первый вариант предполагает подвоз зерна по железной дороге на иранскую территорию с дальнейшим перегрузом на автотранспорт, второй – перегруз на суда в Аляте/Баку, которые доставят товар в иранские порты Амирабад или Энзели. "Оба эти варианта будут актуальными, пока не завершится строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара в 2019 году. Завершение этого проекта позволит перевозить в год как минимум 10 млн тонн грузов из Индии и Ирана", – написал Виктор Довгань в своей колонке для ЦТС.

001

Порт Амирабад

Отметим, что участок Казвин – Решт, по словам Нуроллы Бейранванда, заместителя министра планирования и инвестиций Ирана, должен быть достроен в течение ближайших шести месяцев. От Решта до порта Энзели около 40 км по автодороге.

А пока железная дорога не построена, перегруза на Каспии не избежать. Использовать паромы, вряд ли будет рациональным решением. "Сейчас у Ирана на Каспийском море есть налаженные паромные переправы только с Россией и Казахстаном, а между азербайджанскими и иранскими портами нет паромных линий. К тому же, в порту Энзели нет железной дороги. Даже если она будет построена, то у Ирана и Азербайджана будет разный стандарт колеи. Поэтому для перевозки зерна необходимы сухогрузы", – отметил Александр Кава.

У Ирана на Каспийском море есть налаженные паромные переправы только с Россией и Казахстаном, а между азербайджанскими и иранскими портами нет паромных линий, - А. Кава

Эксперты также допускают возможность использования контейнеров при перевозке зерна в Иран. "В принципе, этот вариант возможен. Сейчас подобная практика уже не является экзотикой, есть ряд компаний, которые специализируются на этом. Зерно в контейнерах перевозится в Украине, как правило, небольшими партиями. Правда, возникает вопрос, чьи контейнеры будут использоваться. Но для начала я хотел бы увидеть цифру тарифа, тогда можно будет рассуждать более предметно", – отметил глава экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр. По словам эксперта, данный вариант требует согласования тарифа и договоренностей по поводу обратного грузопотока. "Если туда мы отправляем зерно в контейнерах, что мы будем везти назад и как?", – задается вопросом аналитик ЦТС-Консалтинг.

Иранский спрос на зерно

"Торговля между Украиной и Ираном может быть взаимовыгодной: нам нужна их нефть, им – наше зерно", – утверждает Андрей Шкляр. Приведем несколько цифр. По данным Международного зернового совета, в 2015/2016 году в Иране было собрано 19,5 млн тонн зерновых, из них 13 млн тонн – это пшеница.

Этого объема недостаточно для покрытия потребностей страны. В указанный период Иран импортировал 11,6 млн тонн зерновых, из них 5,3 млн тонн – пшеница. Крупнейшими поставщиками зерновых в Иран являются Евросоюз, Россия и Бразилия, которые обеспечивают порядка 80% импорта.

Иран готов импортировать до 2 млн тонн зерновых, - МИУ

В Министерстве инфраструктуры заявляют о большом интересе иранцев к украинской пшенице. По данным ведомства, Иран готов импортировать до 2 млн тонн зерновых. Для сравнения, в 2014/2015 году Украина поставила в Иран всего лишь 300 тыс. тонн ячменя. Как видим, перспектива для роста есть. К тому же, одной торговлей дело не ограничивается.

002

Стратегические планы

На этом выгода от нового маршрута не заканчивается. В последнее время налаживание торговых связей с Ираном стало несомненным трендом мировой торговли, в том числе и в транспортной индустрии. Страны Евросоюза начали покупать иранскую нефть. Не отстают и новички ЕС. Так, наши польские соседи уже вплотную импортируют нефть из Ирана. В то же время, европейская компания Airbus заключила соглашение с Ираном на поставку 100 самолетов. Сумма этой сделки достигла 18 млрд долларов.

Похоже, настал черед Украины воспользоваться возможностями иранского рынка. Еще зимой "Укрзализныця" договорилась об участии 27 железнодорожников в электрификации железной дороги в Западном Иране. Теперь пришло время подумать над транспортными коридорами между двумя странами. В марте иранская делегация передала украинским партнерам проект Соглашения о развитии транспортного маршрута Персидский залив – Черное море. Этот маршрут согласовывается с инициативами обеих стран: Украины – Транскаспийским коридором, Ирана – созданием коридора "Север – Юг".

По словам Андрея Шкляра, новое направление может способствовать загрузке Транскаспийского маршрута. "По маршруту этого коридора находятся страны, которым очень интересна украинская продукция, поэтому мы можем использовать его не только в торговле с Китаем. Попытка наладить сообщение с Ираном – это одна из возможностей", – говорит эксперт.

Украине следует решить вопрос тарифа на отдельных участках пути.

Но для развития такого сценария Украине следует решить вопрос тарифа на отдельных участках пути. "На всем маршруте Транскаспийского коридора утвержден аккордный тариф от Славкува до Достыка, но при доставке только по части маршрута такого тарифа нет, поэтому доставка обходится дороже. Если бы такой тариф был, он бы увеличил конкурентность Транскаспийского коридора. Я считаю, что этот вопрос решаем, но нужно отдельно договариваться о секторальных тарифах, например, из Украины в Азербайджан или из Украины в Иран через Азербайджан. Опять же, специальный тариф с неба не падает, это скидка железной дороги или порта", – подытожил Андрей Шкляр.

003

Мост в Иране на строящейся ж/д Казвин - Решт

Тут следует отметить, что конкуренты Украины не дремлют. В марте в Москве представители России, Ирана и Азербайджана обсуждали, как развивать грузовые перевозки по коридору "Север – Юг".  "В ходе трехсторонней встречи было решено, что маршрут будет введен в эксплуатацию с 50-процентным сокращением тарифов", - сказал заместитель главы компании "Железные дороги Ирана" Хоссеин Ашури, выразив оптимизм, что новый коридор будет серьезно загружен после присоединения к маршруту Финляндии, Эстонии, Латвии и Беларуси.

Иран рассматривает коридор "Север – Юг" как важную составляющую на пути из Индии в Европу и готов задействовать все средства. В рамках развития этого направления и будет строиться железная дорога Казвин – Решт – Астара. Индийцы также пытаются завлечь в новые маршруты своих соседей – Бангладеш, Мьянму, Пакистан и другие страны. Так что, возможно, когда-то украинское зерно сможет попадать и на берега Ганга, как сейчас планируется на Каспий. И это лишь добавит Украине возможностей для наращивания транзита, но для этого нужно провести не одну встречу и подписать не один десяток документов, а также найти взаимопонимание между транспортными ведомствами внутри страны…

Читайте также Ветер с Востока: придет ли "черное золото" в украинские порты