Поиск альтернативы всегда был неотъемлемой частью транспортной отрасли. Для Украины в последние годы тема альтернативных маршрутов стала особо актуальна после начала конфликта с Россией и военного противостояния на Донбассе. Именно эти факторы стали основополагающими в создании Транскаспийского транспортного коридора. Однако пока это единственная альтернатива маршрутам, идущим через Россию.

В поиске альтернатив подспорьем для Украины может стать Иран. "В логистике всегда должны быть альтернативы, и Иран может стать одной из них", – утверждает консультант ЦТС-консалтинг Андрей Исаев. Еще недавно Иран был закрытым для зарубежных инвестиций, в том числе в области инфраструктуры и транспорта. Но сейчас ситуация кардинально меняется. Чем же перспективен Иран для транспортного сектора Украины? Попробуем разобраться в этом вопросе.

"Черное золото"

Экономика Ирана традиционно завязана на добыче нефти. Страна находится в Топ-10 крупнейших мировых поставщиков "черного золота". Однако до недавнего времени на импорт нефти из Ирана действовало эмбарго. Его придерживались США и страны ЕС. В январе этого года санкции с Ирана были сняты. В результате, уже в марте отгрузка нефти на танкеры увеличилась с 1,5 млн до 1,9 млн баррелей в день. В мае этот показатель достиг отметки в 2,6 млн баррелей в день, а в июле – 2,7 млн баррелей в день. Примечательно, что отмена санкций позитивно отразилась и на объемах поставок нефти основным покупателям, которыми до снятия санкций были Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Тайвань. К примеру, Китай в январе-марте увеличил импорт иранской нефти в 1,5 раза, с 400 тыс. до 600 тыс. баррелей в день, Индия – в 2,5 раза, с 200 тыс. до 500 тыс. баррелей в день.

Поставки иранской нефти в Европу возобновились в феврале. Первыми покупателями стали французский энергетический гигант Total (2 млн баррелей), испанская Cepsa и швейцарская Litasco, входящая в российскую группу "Лукойл". Последние две компании приобрели по 1 млн баррелей нефти. В августе поставки иранской нефти в Европу начала выполнять иранская судоходная компания National Iranian Tanker Company (NITC).

К 2021 году Иран планирует увеличить экспорт нефти до 4,8 млн баррелей в день, то есть почти вдвое. В первую очередь, этот рост будет обеспечен за счет открытия европейского рынка. Именно здесь может сыграть Украина. По мнению Андрея Исаева, Украина может участвовать в транспортировке нефти из Ирана в Европу, используя нефтепровод Одесса-Броды. Подтверждением тому служат переговоры между Украиной и Ираном, которые велись в апреле этого года об использовании трубопровода Одесса – Броды. Отметим, что данная магистраль соединена с трубопроводом "Дружба", по которому можно перекачивать нефть дальше в Европу.

2016071504

Осталось только уладить вопрос о тарифах. Определенные шаги в этом направлении Украина уже сделала. Так, в июле Мининфраструктуры ввело 75-процентные скидки для танкеров, заходящих в порт Южный с транзитной нефтью. Пока что речь идет только об азербайджанской нефти, но по этой схеме может перевозиться также и иранская нефть. Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев считает, что через Иран в Украину может доставляться нефть из стран Аравийского полуострова и Персидского залива. По мнению эксперта, скидка является хорошим знаком для партнеров, но должен быть выработан единый тариф, который будет ниже российского. "Мы должны создать такие условия, чтобы грузовладельцам было выгодно возить грузы через Украину. Это означает, что соотношение стоимости и скорости украинского маршрута должны быть на уровне российского, а грузоотправители и логистические компании – уверены в надежности и "беспроблемности" этого маршрута (отсутствие проблем на таможне, задержек с оформлением и т.д.). Помимо экономической выгоды, грузоотправителей можно привлечь надежностью. И именно в этом направлении следует работать Украине – создание репутации надежного партнера и безопасного коридора для грузопотоков", – говорит Андрей Исаев.

Читайте также Ветер с Востока: придет ли "черное золото" в украинские порты

К украинским портам нефть может попадать двумя путями: морем или по Транскаспийскому маршруту. Второй вариант быстрее по времени, ведь не нужно огибать Суэцкий канал. Вначале нефть нужно поставить в Баку морем, затем перегрузить на железную дорогу, по которой она попадет в порты Грузии, и только затем по морю она попадет в Украину. Сейчас Иран строит железную дорогу Казвин – Решт – Астара, которая соединит страну с Азербайджаном. Открытие этой ветки удешевит и убыстрит перевозку грузов из Ирана. Завершение работ запланировано на март 2017 года. Так что следующей весной иранских грузов может стать больше. Однако перевозка грузов из Ирана по Транскаспийскому маршруту требует согласования тарифа.

Путь в Индию

В контексте развития Транскаспийского маршрута Иран может обеспечить коридор не только своими грузами, но и транзитными. Мы уже упоминали о грузах из стран Аравийского полуострова. Однако большую перспективу имеет другая страна – Индия.

Pipavav_train_india_APM_Terminals

Данный вариант предполагает доставку грузов из индийского порта Мумбаи в иранский Бендер-Аббас и далее через Иран, Азербайджан по железной дороге до портов Грузии. Этим летом представители "Укрзализныци" обсуждали перспективу этого маршрута с коллегами из Грузии, Ирана, Азербайджана. Даже звучала информация о согласовании тарифа, однако его размер до сих пор неизвестен.

Согласно оценкам, из Индии через Иран на начальном этапе может пойти от 4 до 10 млн грузов. В дальнейшем грузопоток может вырасти до 20-25 млн тонн. Как видим, Индия может обеспечить Транскаспийский маршрут солидным грузопотоком. Поэтому Украине следует углубить переговоры на этом направлении.

Для сравнения, Россия еще с 1990-х годов ведет с Ираном диалог о налаживании коридора "Север – Юг". Этот маршрут предполагает доставку грузов из Индии в Россию и страны Северной Европы в обход Суэцкого канала. Россия, Иран и Азербайджан подписали ряд межправительственных соглашений по данному маршруту. В августе этого года планировался запуск пробного контейнерного поезда из Индии. Состоялось ли это событие – достоверно неизвестно, но даже российские медиа умалчивают об этом. Тем не менее, пока что у России больше достижений в транспортном сотрудничестве с Ираном.

Большое "но"

Украина также имеет шансы достичь успехов в наращивании грузопотока из Ирана, однако есть ряд факторов, которые могут воспрепятствовать этому. Вопрос тарифа мы уже упоминали. Если он не будет решен, то конкурентные маршруты получат больше преимуществ. А таких маршрутов предостаточно.

Очевидно, что грузы из Индии особо интересуют Россию в рамках развития коридора "Север – Юг". Аналогичные амбиции есть и Турции. У Анкары преимуществ немного больше. Во-первых, Иран и Турция имеют прямое ж/д сообщение с одинаковой шириной колеи. Это позволяет транспортировать грузы в Европу быстрее и дешевле.

DrsVDgK

Но и турецкого маршрута есть "узкие горлышки" – озеро Ван и Мраморное море. Здесь вагоны придется вести на паромах. Но турки этот вопрос решили еще летом. Турецкая национальная ж/д компания TCCD ввела 20-процентную скидку для паромных линий на озере Ван и в Мраморном море. Именно эти линии являются частью транспортных маршрутов на пути из Ирана в Европу. К тому же, завершение строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс позволит диверсифицировать пути доставки иранских грузов через Турцию.

Читайте также Проблем не счесть: Начнет ли Украина регулярные перевозки по Транскаспийскому маршруту