Ожидаемое предоставление скидки порту Южный на судозаход танкеров с транзитной нефтью и новость о том, что нефтегавань Одесского порта впервые за полвека приняла сразу три танкера под выгрузку, стали предпосылкой того, чтобы задаться вопросом: сможем ли мы хоть немного загрузить портовые мощности, которые сейчас простаивают?
Порт Южный
В порту Южный нефть и нефтепродукты может переваливать терминал "Пивденный". Его мощность составляет порядка 10 млн т нефти в год. Эту же нефть с терминала сразу могут отправлять по трубопроводу Одесса-Броды, который соединяется с нефтепроводом "Дружба" и идет на Польшу и Беларусь, дальше - потребителям Восточной и Западной Европы. Сейчас этот маршрут не используется по многим причинам, в том числе из-за дороговизны дисбурсмента. Поэтому каспийская нефть идет в порты Средиземноморья, где перегружается в цистерны и следует дальше в Европу. Однако, эта логистика сложнее, чем с использованием трубопроводного транспорта.
15 июля первый заместитель директора "Укртранснафты" Андрей Пасишник на своей странице в Фейбук написал, что тарифный комитет Мининфраструктуры удовлетворил ходатайство ПАО "Укртранснафта" по установлению экономически привлекательных тарифов портовых сборов на судозаходы танкеров с нефтью в порт Южный и установил 75% скидку портовых сборов на танкеры с нефтью в режиме транзит. По его словам, это решение создает привлекательные условия для запуска транзита нефти по нефтепроводу Одесса-Броды до нефтеперерабатывающих предприятий стран ЕС.
Несколькими днями ранее до этого сообщения Президент Украины Петр Порошенко посетил с рабочим визитом Баку, где была достигнута договоренность о возобновлении работы трубопровода Одесса-Броды с целью транспортировки азербайджанской нефти.
По словам начальника Администрации Южного морского порта Максима Широкова, даже если учесть 50% скидки на транзитные грузы, которая сейчас действует, стоимость судозахода в порт Южный составляет 2,10-2,20$/т, что все равно дороже, чем в Одессе или Ильичевске, где стоимость судозахода составляет 2$/т. "То есть, мы неконкурентоспособны даже в нашей акватории", - резюмирует Максим Широков.
Сейчас 75% скидка даст возможность снизить дисбурсмент до 1$/т, что позволит "Укртранснафте" полностью вписываться в бюджетную логистику затрат доставки этой нефти до конечного потребителя. По словам Широкова, если приказ пройдет все нужные согласования, в том числе с Кабмином и вступит в силу в ближайшее время, то "Укртранснафта" обещает перегрузить до конца года порядка 400 тыс. т нефти. До 2020 года компания планирует выйти на 5 млн т ежегодных поставок.
Нефтегавань Одессы
В середине июля в нефтегавани Одесского порта под выгрузку ошвартовались сразу три танкера: два с транзитным мазутом и один с импортной нефтью. Общее количество выгруженного налива составило 122 тыс. т. Грузооборот нефтегавани по итогам июля должен составить 205 тыс. тонн, что на 70 тыс. тонн выше результата июля прошлого года, сообщал заместитель главного диспетчера администрации порта Александр Крикунов.
"В первом полугодии 2016 года среднемесячный объем перевалки нефти и нефтепродуктов в порту составил немногим более 120 тыс. тонн, что вдвое ниже показателя января-июня прошлого года. Июнь вообще был для нас провальный - переработано чуть более 50 тыс. тонн. Поэтому постановку под выгрузку сразу трех танкеров мы восприняли как обнадеживающий старт более удачного второго полугодия", - отметил заместитель главного диспетчера порта.
По словам одного из руководителей компании "Синтез Ойл", которая привлекает грузопотоки и обрабатывает флот в нефтегавани Одесского порта, с ноября 2015 г. компания вела переговоры с азербайджанским нефтетрейдером "Сокар" о привлечении нового грузопотока. Предполагается, что ежемесячно через одесские причалы будет перерабатываться до 250 тыс. т. Первые три танкера прибыли в Одесский порт, как уже было сказано, в середине июля. В компании отмечают, что рентабельность этого грузопотока напрямую зависит от взимаемых портовых сборов. К примеру, перевалка на Керченских плавучих базах более конкурентоспособная.
Загрузка мощностей
Перспективы звучат радужно. Тем более, на фоне того, что порты практически потеряли транзитный грузопоток нефти и нефтепродуктов. Так, в 2008 г. российская нефть постепенно начала переориентироваться на собственные порты. Туда же ушел практически весь грузопоток из Казахстана, который шел транзитом через наши порты. Белорусские нефтепродукты с Мозырьского НПЗ, из-за дороговизны тарифов на железнодорожные перевозки и перевалку, ушли в Прибалтику.
По данным ЦТС-Консалтинг, в 2007 г. объемы перевалки транзитной нефти в украинских портах составляли 20,2 млн т в год, нефтепродуктов – 5,2 млн т. Наливные мощности по перевалке тогда были загружены на 60%. За восемь лет транзитная нефть практически ушла из украинских портов, объём перевалки нефтепродуктов сократился на 3 млн т – до 2,3 млн т в год. На сегодня, по данным консультанта ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, загрузка наливных мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов составляет всего 16%.
Какой прогноз?
Однако, даже если цены на портовые сборы будут уменьшены, как этого хотят игроки рынка, не стоит ожидать, что объёмы перевалки наливных грузов резко начнут увеличиваться. Реалистичность того, что нефтепровод Одесса-Броды будет запущен – очень маловероятна.
Профессор Нацакадемии госуправления при Президенте Украины, член Общественного совета при Минэнергоугольпроме Геннадий Рябцев задает риторический вопрос: даже если произойдет снижение портовых сборов, куда эта нефть пойдет? Для того, чтобы пустить ее по трубопроводу "Дружба" нужно согласование с российской "Транснефтью". Кроме того, не понятно, действительно ли в трубопроводе Одесса-Броды есть технологическая нефть. Стоит отметить, что в самой компании "Укртранснафта" отмечают о том, что трубопровод поддерживается в надлежащем состоянии.
Будут ли увеличены объемы перевалки нефти и нефтепродуктов в Южном, станет понятно в октябре - именно тогда трейдеры контрактуются на следующий год. Что касается Одесского порта – ему сейчас важно удержать своего клиента. Однако, тенденции к увеличению объёмов транзита в портах или переориентации грузопотоков нет, объемы заявленных грузов для этого слишком мизерны, по сравнению с прежними. Если предпосылки к увеличению объемов и будут, то ожидать этого стоит за счет каспийской нефти, но и эти надежды пока весьма призрачны.
Читайте также Максимум коммерции: 7 мнений о развитии портов Одесского региона