Аэродинамический нос, спроектированный Giorgette Ciugiaro, 402 мягких кресла в 1-ом и 2-ом классах, а кроме этого еще три бизнес-купе и интернет. На 20 поездов Pendolino в Польше (включительно с содержанием на протяжении 17- лет ) PKP Intercity заплатит 2,7 млрд. злотых, или более 650 млн евро. Но чем ближе дата запуска этой техники, тем очевиднее, что надежда польских железных дорог (PKP) на то, что проект поможет им выйти из затяжной полосы убытков не оправдается.
Чешский перевозчик Czeske Drahy в 2000 году также заказывал 20 поездов, но, в отличие от PKP, с наклоняющимися вагонами, то есть, поезда, которые могут ехать быстрее, чем польские. Но ввод в эксплуатацию такой техники был связан с огромными проблемами. Первую партию поездов доставили в 2003 году, но по техническим причинам к эксплуатации они были допущены только три года спустя. В связи с выявленными техническими дефектами чехи приостановили закупку очередной партии поездов. Некоторое время спустя в процессе испытательных поездок опять были выявлены существенные недоработки. Довольно напряженным выдался и январь 2006 года, особенно когда проводились испытательные поездки уже с пассажирами. На трассе Прага – Острава аварии происходили бесконечно, сериями. Наконец 24-го января перевозчик убрал с трассы все составы. Целыми месяцами длились переговоры.
"Проблемы в Чехии возникали, главным образом в связи с неприспособленностью инфраструктуры к железнодорожным составам. В Польше период между доставкой первого поезда и его регулярной эксплуатацией длится так долго именно потому, что мы хотим избежать неприятных сюрпризов", - рассказывает польский вице-министр Анжей Массель.
"Первый Pendolino приедет в Польшу в августе,- пообещал директор компании Alstom Transport Андреас Книттер (Andreas Knitter), - именно тогда тесты начнутся на испытательной железной дороге в Zmigrodzie , а также Министерство Железнодорожного транспорта проведет сертификацию. Согласно плану в мае 2014 года 8 из 20-ти поездов должны быть утверждены и готовы к эксплуатации , начиная с декабря они должны уже курсировать.
Директор PKP Intercity Януш Малиновски не исключает, что часть поездок с мая по декабрь будет проводиться уже с пассажирами. Однако железнодорожники опасаются проблем, поскольку считают, что к 2014-му году инфраструктура PKP еще не будет готова к обслуживанию Pendolino. Для того чтобы подготовить рельсы между Гданьском, Варшавой, Краковом и Шленском , продолжаются работы с рельсовой сетью и монтаж управления движением ETCS ( делает возможным безопасное движение при 160 км в час и выше).
На все это пойдет более 12,5 млрд злотых (около 3,5 млрд евро). После подписания договора с Alstom в 2011 году PKP обещала, что из Варшавы до Гданьска поезд будет проходить за 2 часа 30 мин. Но директор PKP PLK Ремигиуш Пашкевич сообщил, что время ниже 3-х часов удастся достичь только лишь к концу 2015 года, после монтажа ETCS. Из столицы до Катовиц поездка должна длиться 2ч. 10 мин. Но в декабре 2014 года даже на Центральной Железнодорожной Магистрали Pendolino не будет разгоняться до 200 км в час.
Неизвестными остаются и цены на билеты. По мнению Адриана Фургальского обещанные цены 60-150 злотых (15-35 евро) за билет в вагоне второго класса на трассе Варшава – Гданьск совершенно нереальны, так как Pendolino должен себя окупить. Кстати, закупка поездов будет финансироваться за счет помощи ЕС, а это тянет за собой уменьшение субсидирования с 50 до 25 процентов. Получается, что автомобилем будет значительно дешевле, а с учетом того, что Польша сейчас переживает бум строительства качественных автобанов, не понятно каким образом польские железные дороги собираются вывести проект Pendolino на окупаемость.
На инфраструктуру под запуск Pendolino Польша потратила ок. 3,5 млрд евро, еще 650 млн - на закупку и обслуживание 20 поездов.
Но успеху проекта угрожает не столько конкуренция с автобанами, сколько правила ЕС по либерализации жд перевозок. Этим хочет воспользоваться частный чешский жд-оператор Leo Express. Он эксплуатирует поезда швейцарского производства Flirt. Чехи также хотят подать заявку на направления из Варшавы в Прагу, Познань и Щецин, пишут польские СМИ.
Leo Express начал перевозить пассажиров в декабре 2012 года на самом популярном маршруте Чехии из праги в Остраву, конкурируя с национальным перевозчиком CD и частной компанией RegioJetem. За четыре месяца после запуска средняя загрузка поездов Leo Express составляла 70%. Для сравнения, по тому же маршруту на Чешских железных дорог (CD) в поездах Pendolino после семи лет только до 30 процентов занятых мест.
Таким образом, чехи смогут зайти на железнодорожную инфраструктуру, в которую поляки вложили более 3 млрд евро и снизить прибыльность PKP Intercity от эксплуатации Pendolino. А учитывая плачевное финансовое состояние польской железнодорожной компании, этот ее мегапроект может оказаться последним.
По материалам forsal.pl, перевод Игоря Гошовского
Читайте также материал ЦТС Чешская железная дорога: когда даже Pendolino - уже вчерашний день