Новые технологии, их удачное коммерческое применение, а также постепенно меняющееся мировоззрение населения способствуют тому, что в последние годы активно трансформируется структура городского транспорта. Мобильные сервисы для вызова такси, электромобили, микромобильность - уже не просто тенденции, а устоявшаяся реальность крупных городов. Сюда же можно отнести и каршеринг, развивающийся в мире во многом благодаря тренду на разумное потребление и запросам молодого поколения, которому не сильно нужна собственная машина при сохраняющейся необходимости перемещения в мегаполисе. В отличие от классического проката с каршерингом все проще - для аренды автомобиля нужно всего лишь установить приложение на мобильный телефон. 

Глава компании "Гетьманкар", крупнейшей на сегодня каршеринговой компании в Украине, Тарас Гетманский в интервью ЦТС рассказал о том, какие модели каршеринга существуют, на кого в этом бизнесе можно равняться и какое будущее у каршеринга в нашей стране.

Что такое каршеринг и чем он отличается от обычного проката автомобилей?

Если объяснять совсем просто, то это аренда автомобилей, которая стала более современной. Если говорить глобально, то на английском "share" - это делиться. То есть, это могут быть любые предметы, которыми мы делимся. Для примера, есть сервисы байкшеринга, скутершеринга и т.д.

Какой бизнес более прибыльный - прокат или каршеринг? 

Это разные модели и разные рынки. Когда я стартовал, мне казалось, что эти рынки пересекаются. Они пересекаются, но в гораздо меньшей мере, чем я себе представлял. Рынок проката в первую очередь направлен на туристов, а каршеринг - больше городской транспорт. Это замена личного автомобиля и общественного транспорта. 

Один автомобиль каршеринга заменяет 70-75 личных. 

Какие задачи решает каршеринг? Почему это мировой тренд? 

Это тренд нового поколения, которое не хочет покупать собственную недвижимость и автомобили. Во-вторых, это разумное потребление и сокращение негативного влияния на окружающую среду. В-третьих, но самое важное - это часть системы городского транспорта. Каршеринг - это одна из транспортных основ города, один из кирпичиков. Маршрутка, автобус, метро, шеринг... А дальше каждый выбирает то, что ему больше нравится и подходит. 

Какие модели каршеринга существуют? 

Их много, но основные две - stationary и free float. В модели free float у вас есть машина и есть большая зона, в которой вы можете ее оставить. Такой опыт, например, работает в Москве. По такому же принципу работает наша компания. Stationary - это когда выделены определенные места для парковки. Больше характерна для Европы, а также Японии. Можно также выделить Р2Р каршеринг как отдельное направление, которое также популярно в мире сегодня.

Какие самые удачные примеры каршеринга есть в мире? 

Одним из флагманов, который взлетел и о котором заговорили, была компания Zipcar в США. Это было в 2010-х годах. Суть модели была в подписке. То есть это каршеринг, только за определенную ежемесячную абонплату. Их опыт интересный, но сама бизнеса модель мне не очень нравится. 

Очень крутой опыт России. Москва, на сегодня, рынок номер один в мире по каршерингу. Они стали им в конце 2019 года. До этого рынком номер один считалась Япония. Если просто говорить о насыщенности рынка, можно выделить много стран, где каршеринг популярен и этот бизнес быстро растет. 

Хотя Москва не лучший пример для Украины, но я не могу не разделять тот успех, которого они добились. У них каршеринг возник в 2012 году. На конец 2015 года в Москве было пять компаний, 50 тыс. пользователей и 450 автомобилей. По результатам 2020 года - 8 компаний, более 1 млн пользователей и 33 тыс. автомобилей. 

Такого роста им удалось достичь в том числе благодаря инициативе местных властей. В 2016 году они ввели платные парковки, но дали зеленый свет каршерингу, в качестве льготы - 70% скидка на годовой абонемент на парковку. В результате - рост в тысячи процентов за четыре года. 

То есть каршерингу, чтобы развиваться, нужны льготы? 

Каршеринг - это бизнес про льготы. Если мы с вами откроем список стран Европы, то в каждой у каршеринга либо нулевой кредит, либо нулевой кредит плюс нулевые ставки по некоторым налогам, плюс разные преференции. Потому что местная власть понимает, что делает оператор. Один автомобиль каршеринга заменяет 70-75 личных. 

Каршеринг - это бизнес про льготы.

У вас есть диалог с местной властью и Министерством инфраструктуры? 

Когда министром инфраструктуры был Владимир Омелян, они помогли мне решить вопрос с парковкой в аэропорту Борисполь. Мы хотели платить за парковку для наших пользователей, но не могли этого сделать - были трудности. Решали этот вопрос 5-9 месяцев - благодаря Министерству и администрации аэропорта все получилось. Сейчас вы можете приехать в аэропорт и на специально выделенных местах оставить машину и не платить. Уезжаете и тоже ничего не платите. 

Относительно местных властей - они достаточно слепо относятся к любому виду шеринга. 

121715741_726460904748775_6304933925190427739_o

Какие основные проблемы ведения этого бизнеса в Украине? 

Я не из тех людей, которые смотрят на что-то негативно или жалуются. К примеру, в прошлом году у нас машина была изъята сотрудниками райотдела, потому что у одного из пассажиров в куртке обнаружили наркотики. И райотдел ее не отдавал, при том, что машина по Уголовному кодексу не может быть предметом конфискации и не являлась орудием преступления. Закончилось судом. Дрожащими руками они отдали машину. То есть, в нашей стране предприниматель всегда должен доказать, что он "не козел". 

Для себя я представляю одну очень простую истину - нет тех вещей, на которые я бы жаловался или говорил, что мне не дают работать. Это правило бизнеса: ты либо принимаешь условия и работаешь, либо - нет. 

Что нужно, чтобы в Украине каршеринг развивался? 

Во-первых, местным властям нужно заниматься платной парковкой. Второе - нужна общая транспортная политика. Не нужно говорить, что по каршерингу у нас теперь зеленый свет. Нет, это просто один из видов транспорта. Но нарисуйте общую транспортную политику и впишите туда все, начиная от микромобильности и заканчивая метро. И не нужно создавать меморандум. Можно отнестись к этому гораздо проще. 

Нужна общая транспортная политика... Нарисуйте общую транспортную политику и впишите туда все, начиная от микромобильности и заканчивая метро.

Как выглядит сегодня рынок каршеринга в Украине? Есть ли у вас конкуренты? 

Есть небольшая компания в Одессе, которая специализируется на электромобилях. Еще одна компания в Харькове. В Киеве мы пока что одни. Но мы всех приглашаем, мы готовы делиться. 

Зачем вам конкуренты? 

Это развитие рынка. Вы, как потребитель, всегда должны иметь право выбора. И выбираете вы не всегда с точки зрения рациональности. Вам просто может нравиться девушка, издание, изложение... Вам как потребителю все равно с какой компанией ездить. Это я вам говорю на 100%. Вы будете выбирать по основным критериям - машина рядом, понятные для вас условия, понятный тариф и вам удобно. 

Есть ли проблемы с закупками автомобилей для работы? 

В Украине не развитый рынок автомобилей. У нас есть определенные слабинки, которые дают плюс для развития бизнеса торговли американскими машинами.  С одной стороны - американские машины наводнили рынок, с другой стороны - у нас нет массового предложения, когда можно прийти и сразу же купить большую партию автомобилей - обязательно будешь ждать и заказывать.

В России, например, новую машину с автоматической коробкой передач можно купить за 12-13 тыс. долл. В Украине - дешевле 14 тыс. долл. нет. У нас скидка для оптовых покупателей может быть 3-7%, в Европе - 35%. Поэтому и машины там в каршеринге и прокате новые. Но я не говорю, что это проблема. Это просто условия нашего рынка. 

Как изменился ваш бизнес в 2020 году? Оказался ли он для вас кризисным? 

Мы в пандемию выросли в заказах, запустили франчайзинговые программы, нарастили парк, в сравнении с прошлым годом. Клиентская база выросла до 100 тыс. пользователей. Все показатели выросли, при этом чек стал дешевле. 

За счет чего удалось достичь таких показателей? 

Пандемия, снижение цен, разнообразили автопарк. Все факторы сработали. У нас суточная цена 670 грн, включая топливо. Если возьмете машину в прокат, она обойдется вам в 1200-1300 грн. Плюс мы ввели интересный суточный тариф для города, который очень нравится людям - это 75 грн/час. Закупили новые марки автомобилей, которые не типичны для каршеринга. 

Кто ваши основные пользователи? 

Это человек свободной профессии - дизайнер, маркетолог, журналист. Те, кто не привязан к офисному графику. Люди, которые собираются купить свой личный автомобиль. Также это вторая машина в семье. Когда, например, у мужа есть машина, а жене она нужна только изредка. 

По возрастной категории - самые активные пользователи люди 21-35 лет. 89% наших клиентов - мужчины, остальные - девушки. Радует, что в 2020 году количество девушек выросло на 4% по сравнению с 2019 годом. 

Есть приблизительный норматив европейских и мировых стран, сколько машин каршеринга должно приходиться на население: в среднем - 1000 авто на 1 млн жителей города.

Какие у вас планы на этот год? 

Хотим в два раза увеличить парк автомобилей - до 500 единиц, а также количество пользователей. 

Также в планах сделать возможным междугородные поездки до Одессы и Львова. То есть вы сможете взять машину в Киеве, поехать в Одессу или Львов и не возвращать ее обратно. Постараемся реализовать эту инициативу в этом году. 

1068

Какой вы видите потенциал роста для рынка каршеринга в Украине? 

Рынок будет развиваться, но скорость его развития будет зависеть от сигналов, которые будут нести местные власти или какой-то другой более официальный уровень. 

Рынок каршеринга посчитать очень просто. Есть приблизительный норматив европейских и мировых стран, сколько машин каршеринга должно приходиться на население: в среднем - 1000 авто на 1 млн жителей города. То есть для Киева нужно 3500 авто, Одессы - 1000 машин, Харькова - 1500-2000 тыс. Это правильный каршеринг, который должен существовать. 

Сначала покроются города миллионники, потому начнут трассы покрываться, потому что начнет становиться теснее. Дойдет до маленьких городов, потому что это интересно. 1 млн пользователей точно должно быть, если мы будем брать большие города. Не сразу, конечно. 

Читайте также От мирового рекорда до поставок украинских электровелосипедов полиции США и Мексики – интервью с Delfast