В Киеве прошло долгожданное мероприятие для всей инфраструктурной отрасли страны - конференция "Инфраструктурные проекты ГЧП в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии" 2018.

Цель форума - обеспечить всеобъемлющий диалог между частным и государственным сектором с целю внедрения лучших международных практик в реализации проектов ГЧП в инфраструктурной сфере.

Вопросы, которые обсудили участники конференции, касались правовых и институциональных аспектов реализации проектов государственно-частного партнерства в инфраструктурной сфере, онлайн платформе для проработанных проектов.

Одними из ключевых тем стали развитие портовой инфраструктуры посредством ГЧП, механизм государственно-частного партнерства в секторе автомобильных дорог и дорожных сборов, ГЧП в авиационной отрасли.

Помимо этого, обсуждались вопросы реализации проектов ГЧП в секторе здравоохранения и коммунального хозяйства.

ЦТС выступил партнером мероприятия высокого уровня. О всех ключевых выступлениях и тезисах, озвученных на форуме, читайте в нашей текстовой трансляции.

  • 14 сентября 2018, 17:37

    050507

    На этом конференция "Инфраструктурные проекты ГЧП в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии" 2018 завершает свою работу. Спикеры поделились знаниями и ценной информацией, другие участники получили пищу для размышлений. Надеемся, это придаст новый импульс развитию проектов государственно-частного партнерства. 

  • 14 сентября 2018, 17:07

    Кирилл Астахов:

    "В этом году Борисполь должен обслужить 12 млн пассажиров. В 2045 году мы хотим обслуживать более 50 млн пассажиров в год. Для этого, по нашим подсчетам, нам нужно 3,4 миллиарда евро. Мы должны понимать, что Борисполь сегодня конкурирует не с региональными аэропортами. Мы конкурируем с европейскими хабами и нам нужны средства для этого. У нас сегодня порядка 30% пассажиров - транзитные. Это довольно хороший показатель".

  • 14 сентября 2018, 17:03

    Советник гендиректора аэропорта Борисполь Кирилл Астахов показал план, как будет выглядеть главный аэропорт Украины в 2045 году.

    (Позже постараемся раздобыть более качественное изображение и описание проекта).

    111

  • 14 сентября 2018, 16:59

    photo_2018-09-14_16-41-54

    Евгений Трескунов, Партнер, Aviaplan Consultancy:

    "Большинство украинских аэропортов находятся в коммунальной собственности. Проблема в том, что из них лишь три аэропорта имеют пассажиропоток более 1 миллиона в год... По показателям эффективности реализации ГЧП самые лучшие показатели сегодня, безусловно, у аэропорта Харьков".

  • 14 сентября 2018, 16:48

    Метью Фелмес, директор, Mazars - Глобальное финансирование инфраструктуры:

    "Обе стороны - и государство, и инвестор - должны принимать на себя риски. Этот механизм должен отвечать рыночным условиям. Случается негативный опыт, когда государство пытается распределить риски в одностороннем порядке...

    Простота - самый лучший совет, который я могу дать. Из моего опыта: если государство делает максимально сложную документацию, а процедуры - длительными, это не привлекает бизнес. Инвесторов интересует простота и быстрый результат".

    0

  • 14 сентября 2018, 16:44

    Заключительная панель конференции посвящена проектам ГЧП в аэропортах.

    Боско Родригез, техдиректор, руководитель в сфере планирования инфраструктуры аэропортов и консультаций , WSP:

    "В мире сейчас более 600 приватизированных аэропортов. Большинство - в Европе, но трафик растет и в Юго-Восточной Европе и Латинской Америке. Три недавних успешных проекта ГЧП в аэропортах: Медина, Санкт-Петербург, Мумбаи".

    photo_2018-09-14_16-17-37

  • 14 сентября 2018, 15:55

    Наталья Мельник, директор департамента экономики и инвестиций Киевской городской госадминистрации:

    "Городская власть намерена внедрить ГЧП проект по безопастности движения в городе. Инициатор проекта - "Безопасные дороги Украины", окупаемость - 10 лет. Проект подразумевает фиксацию и обработку нарушений. Цель - уменьшение количества аварий. Есть необходимость для обеспечения окупаемости этого проекта. Если мы говорим о мунуциапальном проекте в городе, то отсутствует законодательная база, по которой инвестор сможет получать деньги".

    photo_2018-09-14_15-40-59

  • 14 сентября 2018, 15:32

    Андрюс Сяюдинис, партнер, PERITUS:

    "Статистика ГЧП не такая уж и хорошая. 8 Проектов из 10 претерпевают неудачу. В Литве и Польше эта статистика примерно одинаковая. Надеюсь, в Украине так не будет. Если посмотреть на Литву 10 лет назад, наш рынок не был достаточно зрелым для проектов ГЧП. Сейчас инвесторы начинают верить в наш рынок. Более 70% проектов ГЧП в Литве - муниципальные".

    photo_2018-09-14_15-26-13 

    По словам Сяудиниса, на муниципальном уровне ГЧП является особенно удачным решением. Когда город не может вложить необходимую сумму в развитие инфраструктуры в условиях ограниченного бюджета, инвестирование путем ГЧП является эффективным решением.

  • 14 сентября 2018, 15:30

    Оксана Затворницкая, старший экономист, Центр экономической стратегии:
    "Из 13 проектов, которые были реализованы вместе с Минэкономики в сфере водоотвода и отопления, только 2 имеют прибыль, 3 - незначительные потери".

    photo_2018-09-14_15-20-05

  • 14 сентября 2018, 15:27

    Поговорили о дорогах. Теперь фокус внимания участников форума переключился на тематику ГЧП в коммунальных проектах. Твердые отходы, водоотвод, водоснабжение, централизованное отопление - тоже ведь инфраструктура.

  • 14 сентября 2018, 15:18

    Ярослав Пилипчук, Украинский институт будущего:
    "У нас есть две модели расчета стоимости проекта по дороге Одесса-Рени. При трафике 25 тыс. в сутки тариф будет 0,27 долл., что значит, что этот тариф будет в три раза больше, чем в Европе В плане ГЧП дорог у нас есть три проблемы. Нет долгих дешевых денег. Недостача трафика - чтобы процент был окупаем за 20 лет, нам нужен трафик 30 тыс. в сутки, и тариф сравняется с европейскими. Но мы просчитывали на 2016 год. Третье - инвесторы. 
    Этот проект не взлетел как раз из-за этих проблем".

    Читайте также Калькулятор вместо политики: есть ли будущее у проекта концессии трассы Одесса-Рени

    photo_2018-09-14_14-47-30

  • 14 сентября 2018, 15:09

    Олег Кудашов:

    "Можно начать брать плату с грузовиков. Для них цена не имеет большого значения. Когда же я вижу проекты платных дорог стоимостью 10 евроцентов за километр, я думаю, что в нашей стране это это не сработает".

  • 14 сентября 2018, 15:04

    photo_2018-09-14_14-35-34

    Олег Кудашов, IFC:

    "В Бразилии в 90-х была такая же ситуация с дорогами, как сейчас у нас. Что сделало правительство? Оно очень мудро сфокусировалось на уже существующих дорогах. Они выставили на тендер содержание участков уже существующих дорог. Тендерным условием был самый низкий тариф на проезд и самые большие инвестиции. С тех пор в Бразилии удалось привести в порядок 11 тыс. км дорог национального значения, а в сумме - около 20 тыс. км".

  • 14 сентября 2018, 15:00

    Ян Бразда, партнер, PWC:

    "Никогда не начинайте проект ГЧП до выборов или в середине избирательного цикла. Общегосударственные и региональные выборы - абсолютный кошмар для проектов ГЧП".

    photo_2018-09-14_14-24-30

    "Не делайте проекты ГЧП менее 50 млн, не делайте проекты больше 1 млрд евро. Слишком маленькие проекты нерентабельны, слишком большие - чересчур рискованные.
    Сделайте короткий список участников: вместо 10 участников оставьте short list из 3-4. Они будут наиболее активными и агрессивными в создании предложений", - дал рекомендацию Ян Бразда.

  • 14 сентября 2018, 13:06

    Адиль Утембаев, Казахстанский фонд по подготовке проектов:

    "У нас есть закон О концессии и закон О ГЧП. Мы планируем их объединить. В прошлом году в законодательство были добавлены пункты, благодаря которым проекты смогли привлекать больше финансирования. 
    В Казахстане есть 700 проектов. Часть из них внедрены, часть еще длятся, 18 из них - государственные. Самые крупные были подписаны в этом году". 

    photo_2018-09-14_12-53-14

  • 14 сентября 2018, 12:59

    photo_2018-09-14_12-42-34

    Ирина Коваленко, менеджер, юридические услуги EY:

    "ГЧП в сфере охраны здоровья - это модернизация инфраструктуры, перепрофилизация больниц. Возможно, больше необходимо паллиативных центров, а также расширение количества сети. Наиболее реальный на сегодня именно инфраструктурный сектор государственно-частного партнерства".

  • 14 сентября 2018, 12:37

    Сегодняшняя конференция не только о ГЧП в инфраструктуре - отдельная панель посвящена управлению объектами и государственно-частному партнерству в секторе здравоохранения.

    Роман Илык, заместитель министра здравоохранения Украины:

    "Мы хотим выбрать три пилотных проекта в медицинской области и внедрять их. Они будут иметь и методическую, экспертную и коммуникационную поддержку. Благодаря этим проектам мы хотим, чтобы они стали примером ГЧП в здравоохранении".

    023

  • 14 сентября 2018, 12:21

    Алекс Сундаков, исполнительный директор, "Касталия":
    "В Украине много портов, которые конкурируют друг с другом. То, что мы сейчас видим, это то, что хорошая операционная деятельность становится очень важной в портовой деятельности. И это одна из причин привлекать частный капитал, поскольку именно он может это обеспечить".

  • 14 сентября 2018, 12:16

    Халид Бичоу, директор Ports and Logistics Consultants:
    "У нас более 60 проектов государственно-частного партнерства были неудачными за последние 10 лет. Основные причины - либо отмена тендеров, или представители власти отменяли концессию".

  • 14 сентября 2018, 11:56

    photo_2018-09-14_11-36-22

    Тарас Бойчук, глава Проектного офиса SPILNO:

    "Ольвия. Концессия будет рассчитана на 35 лет. Требования к инвестициям - около 60 млн долл. для строительства нового зернового терминала мощностью 2 млн т в год. Будет два варианта выплат концессионных сборов: фиксированный, который будет зависеть от выплаченные дивидендов в 2015-2017 гг и переменный, который мы будем знать уже на этапе тендера. Мы понимаем, что в порту работает немало людей. Но будут социальные обязательства перевести всех работников на предприятие к концессионеру. 

    Херсон. Концессия предлагается на 30 лет. Объектом концессии будет порт Херсон и некоторые активы. Будет два варианта выплат концессионных сборов: фиксированный, который будет зависеть от выплаченных дивидендов в 2015-2017 гг и переменный, который мы будем знать уже на этапе тендера. 
    Требования по инвестициям - до 10 млн долл. По социальным обязательствам те же правила, что и в Ольвии. Тендер будет оглашен уже до конца этого года".

  • 14 сентября 2018, 11:37

    Райвис Вецкаганс:

    "В портовой отрасли у нас есть ряд ГЧП проектов. Это сотрудничество с компанией  HHLA CTO, Cargill, Бруклин Киев, Кернел".

  • 14 сентября 2018, 11:30

    Руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс:
    "Мы очень заинтересованы в продвижении проектов государственно-частного партнерства, которые должны дополнительно улучшить ситуацию в портовой отрасли. Потому что на сегодня источник финансирования отрасли - это портовые сборы, 50% которых уходит в виде дивидендов в госбюджет".

    photo_2018-09-14_11-24-37

  • 14 сентября 2018, 10:36

    "В нашем опросе мы увидели, что 69% компаний считают, что фактор номер один для реализации проектов ГЧП - это качество подготовки ТЭО. На втором месте - финансирование и техподдержка МФО. 
    У нас около 400 проектов в сфере ГЧП, из них около 20 прошли этапы предподготовки ТЭО и ТЭО. Поэтому нам важно делать свое домашнее задание и качественно готовить ТЭО, и делать оценку возможности реализации проектов", - рассказал Андрей Шкляр.

    1068

  • 14 сентября 2018, 10:32

    photo_2018-09-14_10-33-04

    Руководитель ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр представил результаты исследования "ГЧП в инфраструктуре", которое совместно провели ЦТС и Delloite в рамках проекта "Отраслевой контроль".

  • 14 сентября 2018, 10:30

    photo_2018-09-14_10-25-45

    Юлия Сваткова, юрист проектного офис по вопросам ГЧП в инфраструктуре SPILNO:
    "Чтобы проект считался ГЧП, в нем должны соблюдаться определенные правила, в том числе, распределение рисков между государством и бизнесом, а также срок это партнерства. Проекты ГЧП - это долгосрочные проекты. Это наиболее общие моменты государственно-частного партнерства в украинском законодательстве".

  • 14 сентября 2018, 10:26

    photo_2018-09-14_10-05-15

    Джейсон Лу, глава Глобального инфраструктурного фонда:

    "Чем выше риски, тем меньше инвестиций. Это показывает нам важность финансовой стабильности, это поможет многим странам открыть двери для инвестирования".

  • 14 сентября 2018, 10:15

    photo_2018-09-14_10-17-18

    Председатель Офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив:

    "После возобновляемой энергии на втором месте у потенциальных инвесторов, которые интересуются Украиной, - инфраструктура. В первую очередь нам нужны инвестиции для того, чтобы улучшить инфраструктуру в стране. Сейчас вся инфраструктура в стране очень изношена. Мы понимаем, что государственных ресурсов нам не хватает, поэтому нам так нужны частные инвестиции. Мы начали малую приватизацию, но нам не хватает политической воли для ее реализации, поэтому у нас остается только вариант государственно-частного партнерства".

    "Участие частного бизнеса, инвесторов в развитии различных секторов экономики - это распространенная практика для многих стран, ведь недостаток бюджетных средств на это есть не только в Украине. Треть всего объема инвестиций, приходящих сейчас на рынки развивающихся стран, направлены в проекты государственно-частного партнерства. Украина должна учитывать этот тренд и начать пользоваться инструментом ГЧП для привлечения инвестиций и развития экономики. Для этого необходимо провести успешные пилоты, по которым уже готовы ТЭО, и ввести новое эффективное законодательное регулирование в сфере ГЧП ", - говорит Юлия Ковалив.

  • 14 сентября 2018, 09:55

    000

    Михаил Титарчук, заместитель министра экономического развития и торговли Украины:
    "Основное, что необходимо для успешной реализации ГЧП - законодательство. Второе - политическая воля. Также для реализации проектов нам необходим баланс интересов, принятие вторичного законодательства и международный опыт.  Особенно нужно обратить внимание на баланс интересов, так как с этим связано много рисков. В новом законе мы пытаемся объединить четыре закона и применить в нем наилучшие международные практики. Также в нем есть четкая граница между концессией и всеми остальными формами ГЧП".

  • 14 сентября 2018, 09:54

    "Подписание меморандума между АМПУ и ТИС - это первый проект в Украине, когда государство и частный бизнес будут вместе развивать самый глубокий порт страны", - отметил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

  • 14 сентября 2018, 09:43

    Конференция начинается с громкого события - Администрация морских портов Украины и компания ТИС подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны поставили подписи под документом, предполагающим то, что АМПУ должна углубить подходной канал в направлении терминалов ТИС, а сама ТИС проведет дноуглубление у причалов.

    41721420_2281271868556165_2481844206293745664_n

    41688167_675870549442292_4773853671307870208_n

  • 14 сентября 2018, 09:30

    Открывает конференцию министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

    photo_2018-09-14_09-19-14 (2)