"Крупнейшей железнодорожной строительной площадкой на ближайшее время в Центрально-Восточной Европе станет Польша", - утверждает Джереми Кендфилд, генеральный директор британского Объединения железнодорожной промышленности (RIA). Из бюджета Евросоюза на 2014-2020 годы Польша должна получить инфраструктурных инвестиций более чем на 24 млрд евро. Сколько из этой суммы получит железная дорога пока не ясно, так как Еврокомиссия еще не одобрила соответствующие операционные программы. Экс вице-премьер Эльжбета Беньковска заявила, что запланированные расходы ЕС в железнодорожной области составляют 10,5 млрд евро сроком на семь лет. Представители Польской железнодорожной дороги (PKP) - главные получатели финсредств - осторожно намекают, что они надеются на до финансирование инфраструктуры на уровне 7-8 млрд евро, к этому еще добавятся средства из региональных фондов.
Читайте также Европа идет на стройку: где пройдут новые транспортные коридоры за четверть триллиона евро
"Деньги из бюджета на 2007-2013 годы мы в первую очередь инвестировали в улучшение комфорта пассажиров и в скорость передвижения поездов. В 2014-2020 годах мы в большей мере сосредоточим свое внимание на улучшении грузовых перевозок", - заявил Мацей Качорек, директор Управления стратегического планирования PKP.
Приоритетными являются линии к портам Гданьска, Гдыни, Щецина и Свиноустья, а также выездные пути из Шленска. К 2020 года коммерческая скорость грузовых поездов должна возрасти на главных путях минимум в два раза. На сегодняшний день средняя скорость PKP Cargo составляет всего 20 км/ч.
Инвестиционной компанией в Польше должен стать новый фонд Евросоюза Connecting Europe Facility (CEF). Это инструмент, созданный с учетом перспективы бюджета на 2014-2020 годы, цель которого - поддержка инвестиций в железнодорожную сеть коридоров TEN-T, а это такие пути, как Балтика-Адриатика или Таллин-Варшава-Гамбург. Управление железными дорогами Польши уже готовится дать заявку на участие в первом европейском конкурсе CEF, где оно намеревается представить шесть проектов. Половина инвестиций находится на стадии проектирования, другая половина - на стадии согласования с различными службами, в первую очередь- с экологическими.
"В 2014-2020 годах мы в большей мере сосредоточим свое внимание на улучшении грузовых перевозок", - заявил Мацей Качорек, директор Управления стратегического планирования PKP.
В рамках CEF за сумму около 2,6 млрд злотых будут модернизированы железнодорожные линии из Сохачева до Сважендза. Продление трассы Вроцлав-Познань обойдется в 1,6 млрд зл. В планах имеются и инвестиции в варшавский узел, стоимостью в половину миллиарда злотых. Кроме уже названных инвестиций есть там еще и постройка линии Rail Baltica (E75), соединяющая Варшаву с Бялыстоком и со странами Балтии. Кроме того, в списке есть участок Е59 из Щецина до Познани.
"Один из самых крупных уже подготовленных проектов касается 150-ти километрового участка от границы с Венгрией до города Симерия на линии к порту в Констанце. Эта инвестиция (включая строительство нескольких тоннелей) составляет 1,8 млрд евро" - рассказывает Макари Александру, президент CEF, государстаенного управления железнодорожными путями в Румынии.
Чехи также готовят большие железнодорожные инвестиции, к которым причисляют, например, модернизацию метро за более чем 650 млн евро. В Венгрии есть шансы получить финанасирование по крайней мере из двух источников - Фонда Взаимопомощт и CTF - на общую сумму 4,2 млрд евро. На уровне 1,1 млрд евро прогнозирует дофинансирование своей страны Венета Пеева из компании NRIC, управляющей железнодорожными путями в Болгарии (на модернизацию линии из Софии к границе с Турцией и Болгарией).
Раздел денег в пользу Польши объясняется тем, что эта страна является самой большой в регионе и владеет третьей по длине железнодорожной сетью в Европе, а также вторым, после немецкого, рынком грузовых перевозок в Евросоюзе.
Ее ахиллесовой пятой является индекс использования средств фонда Евросоюза. Самая свежая информация, поступающая из PLK свидетельствует о том, что эта компания подписала контракт на 90 процентов средств предоставляемых фондом, из которого Брюссель выделил на сегодняшний день только 33 процента. А часы уже начали отсчет времени до конца 2015 года. В кулуарах ходят разговоры о том, что подобные проблемы - хотя и разные по масштабу - касаются большинства стран региона. Словакия добивается в Брюсселе продления отчета за средства 2007-2013 годов после 2015 года. Если Еврокомиссия на это согласится, то это позволит PKP спасти часть дофинансирования, но - вот в чем парадокс - это повлияет негативно на расходы из нового бюджета, потому как новые инвестиции начнутся еще позднее.
Читайте также Еврокомиссия опубликовала доклад о железных дорогах Евросоюза
Перевод портала ЦТС