Еврокомиссия обнародовала подробный доклад о состоянии железнодорожного сектора ЕС. Из документа следует, что железная дорога обладает значительным потенциалом, поскольку является экологичным и сбалансированным видом транспорта. "Если мы хотим, чтобы в ХХI веке железная дорога выполняла в транспортной системе Евросоюза важную роль, для этого необходимо предпринять ряд решительных мер, а именно: процедура допуска к движению должна быть усовершенствована, финансирование инфраструктуры увеличено, вместе с тем вырасти должно и финансирование исследований, инноваций в системе железных дорог. Национальные рынки междугородных перевозок необходимо открыть для конкуренции", - говорит заместитель главы Еврокомиссии, ответственный за транспорт комиссар ЕС Сиим Каллас.

Читайте также Конец монополий: зачем Европа форсирует приватизацию железных дорог

Огромный рост

Отчет подтверждает тот факт, что рынок пассажирских перевозок претерпел огромный рост, начиная со второй половины 90-х годов в таких странах, как Великобритания (+70%), Швеция (+42%), Франция (+37%) и Бельгия (+26%). Комиссия особенно подчеркивает значение скоростных железных дорог, которые представляют уже четверть пассажирских перевозок во всем Евросоюзе.

Интенсивность международного пассажирского движения постоянно возрастает. Среди главных европейских железнодорожных групп уже нет традиционных, исключительно государственных, монополий, их все чаще заменяют международные железнодорожные группы (компании), которые получают более одной четвертой своих оборотов вне границ государства. Железнодорожный грузовой транспорт тоже растет, а транзитные перевозки уже составляют почти половину всего движения. Новые субъекты в железнодорожном секторе создали около 120 000 рабочих мест, имеют 21% доли рынка пассажирских перевозок, а также 28% на рынке грузовых перевозок.

Конкуренция снижает цену и повышает качество

В отчете отмечено, что в условиях свободной конкуренции между железнодорожными предприятиями цены падают и одновременно возрастает качество обслуживания пассажиров. К примеру, на линии Рим–Милан, благодаря конкуренции между двумя перевозчиками, цены на билеты ниже  на 25-40%, чем на линии Мадрид–Барселона, которая еще не открыта для конкуренции.

В условиях свободной конкуренции между железнодорожными предприятиями цены падают и одновременно возрастает качество обслуживания пассажиров.

Частота рейсов на уже упоминаемой итальянском участке в два раза  больше, что прямо указывает на позитивное влияние свободной конкуренции на частотность. В первую очередь это касается скоростных поездов дальнего следования, соединяющих метрополии.

Все еще очень большие дотации

С другой стороны, из отчета следует, что железнодорожный сектор в значительной мере зависит от государственных субсидий (около 36 млрд евро в 2012 году). Кроме того, в отчете отмечено, что рост грузового железнодорожного транспорта отстает относительно развития других видов транспорта. Подчеркивается, что портовые города, типа Роттердама и Антверпена могли бы  достичь лучших результатов в секторе железнодорожного грузового передвижения, а состояние вокзалов и уровень их комфорта оставляют желать лучшего.

Железные дороги не полностью используют, например, потенциал пассажиров с ограниченными возможностями к передвижению. 19% европейцев не пользуются поездами в связи с проблематичностью доступа к вагону. Только около 6% европейцев путешествуют поездом,  по меньшей мере раз в неделю.

Комиссия намерена требовать аукционов

Комиссия считает, что стоимость железнодорожных услуг, особенно в скоростных поездах все еще остается довольно высокой, особенно это касается линий, на которых уже введена конкуренция.

Из всего железнодорожного пассажирского транспорта 94% составляют национальные перевозки, из которых около половины – доставка пассажиров к месту их работы. Результаты Комиссии в деле четвертого железнодорожного пакета, который сегодня являются предметом дискуссии, обязали бы государства-члены ЕС провести публичный аукцион по выполнению таких услуг с целью обеспечения лучшего качества перевозок по низшей цене. С той же целью Комиссия намеревается внедрить свободу конкуренции на скоростных и междугородных линиях. Налогоплательщики могут существенно сэкономить благодаря проведению публичного аукциона, на котором объявится предприятие, которое и предложит свои услуги по доставке пассажиров к местам их работы – этот вывод и завершает собственно отчет.

Перевод портала ЦТС