Уже больше года в Киеве курсируют новые низкопольные трамваи Pesa - правда, прокатиться на них можно лишь на Борщаговской скоростной линии. В начале 2018-го запуск в первый рейс очередных двух новых польских трамваев, украшенных портретами Ярослава Мудрого и французской королевы Анны Ярославны, посетил мэр столицы Виталий Кличко. Почему портреты киевских князей красуются на польских трамваях, как вышло, что на линиях так мало трамваев украинского производства и каковы перспективы развития этого вида транспорта, ЦТС расспросил директора КП "Киевпастранс" Дмитрия Левченко.

В "Киепастрансе" говорят, что по состоянию на 31 декабря 2017 года в трамвайных депо Киева числились 456 пассажирских трамвайных вагонов (при этом в эксплуатации - лишь 336). Большинство из них - устаревшие машины, требующие замены. Однако несколько лет назад в украинской столице вплотную занялись обновлением рельсового транспорта. Контракты, подписанные "Киевпастрансом" с Pesa Bydgoszcz и "Электроном", сулят городу существенное обновление наземного рельсового транспорта. Впрочем, впереди много работы - как с подвижным составом, так и с модернизацией путей.

Как известно, трамвайный парк столицы находится в процессе обновления. В связи с этим, сколько трамваев Киев приобрел в 2017 году и сколько планируется приобрести в этом году?

В 2017 году трамвайный парк пополнился 28-ю низкопольными трамваями. В следующем году хотелось бы, чтобы количество единиц увеличилось, но все зависит от финансовых возможностей города.

По поводу польских трамваев Pesa. Почему выбор пал именно на этого производителя?

У нас было два тендера, которые выиграли два участника. Один - "Электрон", второй - Pesa. Конечно, есть еще много производителей в мире, Stadler хороший - но Stadler намного дороже, чем те же Pesa и "Электрон".

Поговаривают, что польские трамваи не совсем подходят Киеву по техническим характеристикам.

Столица нуждается не только в обновлении подвижного состава, но и в реконструкции трамвайного полотна. Pesa - трамваи европейского качества, и мы стремимся к тому, чтобы вывести и инфраструктуру на соответственный уровень.

111  

Читайте также Николай Поворозник: Оцениваю инфраструктуру Киева на три с плюсом

Сколько всего трамваев Pesa сейчас работает на линии?

На сегодня на линии работает 26 трамваев, еще 9 находятся на стадии документального оформления.

Эти трамваи на гарантии? Насколько они дорогие в обслуживании?

На данном этапе все трамваи находятся на гарантийном обслуживании завода-производителя.

А какие преимущества перед трамваями отечественных производителей?

У нас сейчас на линии ездят трамваи, которым уже больше 10 лет (таких большинство), соответственно, преимущества и визуальные, и те, которые для обычного пассажира невидимы. Трамваи нового поколения - это 100% низкий уровень пола, это комфорт как для маломобильных групп населения, так и для всех пассажиров. Вагоны оборудованы системами кондиционирования и обогрева салона и кабины водителя, а также системой видеонаблюдения снаружи и внутри салона.

В 2017 году поставлено 25 трамваев польского производителя.

Сколько всего трамваев из новой партии, которая должна была состоять из 40 единиц, было поставлено до конца 2017 года?

Был объявлен тендер на 40 польских трамваев, но все зависит от бюджетных назначений, то есть, от средств, которые есть в бюджете города на покупку этих трамваев. В 2017 году поставлено 25 трамваев польского производителя.

Каковы перспективы создания в Киеве ремонтного депо Pesa?

Совместно с польской стороной мы прорабатываем возможность открытия в Киеве сервисного центра для гарантийного и послегарантийного обслуживания новых трамваев - в том числе Pesa. В таком центре со временем начнут собирать трамваи "с нуля", на которых уже будет написано "Сделано в Киеве".

4abea7bbbde973b321b9e855eaa68157

Есть ли уже результаты служебного расследования по разбитому 19 декабря трамваю? 

Причиной инцидента стали погодные условия. Вы помните, какой был снегопад, когда месячная норма выпала за один день... Была усложнена видимость. Водитель трамвая №764 применил экстренное торможение, но из-за перебоев с электропитанием система дала сбой, и он въехал в трамвай Т-3 (Татра). Было повреждено лобовое стекло, которое уже заменено.

По первому контракту со львовским "Электроном" Киев получил 3 трамвая. Правда ли то, что на ходу только два из них? И если так, то в чем проблема и когда выйдет на линию третий?

Как только будут поставлены и заменены все необходимые комплектующие.

"Электрон" - трамвай нового поколения, который раньше в Украине не производился. У нас есть замечания, которые необходимо устранить, но "Электрон" учится на своих ошибках и оперативно их исправляет.

У нас есть замечания, которые необходимо устранить, но "Электрон" учится на своих ошибках и оперативно их исправляет.

Вообще ведь по первому контракту львовяне должны были поставить 7 машин. Почему не были выполнены условия договора?

Это вопрос к производителю.

В таком случае, насколько целесообразно подписывать новый договор, если не был выполнен предыдущий?

Есть стратегия города, согласно которой реализуется план покупки подвижного состава. Тем не менее, в любой тендерной документации прописано, что приобретение  осуществляется в соответствии с бюджетными назначениями. Другими словами, мы можем приобрести то количество подвижного состава, средствами на которое мы располагаем.

Если сравнивать "Электрон" и Pesa, каковы конкурентные преимущества каждого?

Трамваи сверхбольшой вместимости, "Электрон" и Pesa, соответствуют всем новейшим европейским стандартам и нормам. Вагоны выполнены как единое пространство с низким расположением пола - уровень низкого пола составляет 100%. Все детали салона, в том числе обшивка кресел, выполнены из негорючих материалов, трамваи оборудованы внешними и внутренними видеокамерами, системами обогрева и кондиционирования пассажирского салона и кабины водителя.

Оба производителя поставляют вагоны достойного качества.

33

И немного о перспективах. Недавно Виталий Кличко заявлял, что линия скоростного трамвая будет полностью обновлена за счет трамваев пятого поколения. На каком этапе процесс обновления?

Практически на 100%. Если сейчас взять 28 трамваев, которые мы получили в 2017 году, и 11 трамваев, которые мы получили в 2016-м, - это 39 трамваев. На сегодняшний день на Борщаговской линии скоростного трамвая общий выпуск по маршрутам составляет 52 единицы. Но, с учетом работ по реконструкции и строительству трамвайной линии от ул. Гната Юры к ЗАО "Кислородный завод" и открытия станции "Ул. Генарала Потапова", необходимо будет еще добавить 10 выпусков. То есть, еще буквально 10-15 вагонов - и на Борщаговской линии скоростного трамвая будет курсировать только новый подвижной состав.

Какие трамваи там сейчас ходят?

Сейчас там курсируют все трамваи, которые есть в наличии. Pesa, "Электрон", "Кобра", Tatra.

Каковы перспективы продления линии скоростного трамвая до Дворца спорта?

На сегодня объявлен тендер на ТЭО (технико-экономическое обоснование) данного проекта. Результаты, полученные на основании ТЭО, определят возможность реализации данного проекта.

На каком этапе находится проект трамтрейн, который должен соединить городскую электричку с большими жилыми массивами?

На сегодняшний день так был объявлен тендер на ТЭО и в 2018 году мы начинаем запускать этот проект. Этот один из самых масштабных проектов в городе - трамтрейн и BRT. Трамтрейн - это по трамваям по колеям, BRT - это автобусное и троллейбусное сообщение.

Читайте также "Работаем с самым плотным графиком в Европе", - интервью с начальником Киевского метрополитена