Транспортная инфраструктура Киева находится в плачевном состоянии и уже давно работает на пределе - этого не отрицает даже заместитель главы КГГА Николай Поворозник. Отсутствие современной транспортной системы, комплексной стратегии ее развития, конфликты между горожанами, властью и бизнесом – таковы реалии нынешнего Киева. В интервью ЦТС Николай Поворозник рассказал о проектах Киевской городской администрации, которые, по мнению властей, могут сделать транспорт города лучше.

Как бы вы оценили нынешнее состояние инфраструктуры Киева по пятибалльной шкале? С точки зрения администратора и с точки зрения пользователя.

Хороший вопрос. Есть две оценки - три с плюсом и четыре с минусом. Как администратор я бы поставил 3+, как пользователь - 4-.

Начнем с проблем метро. Городу так и не удалось остановить стройку на "Героев Днепра", которая изначально преподносилась как укрепление грунтов. Как вы прокомментируете несоответствие того, что там происходит, первоначальным объявлениям?

Я бы говорил о проблеме более глобально. Если шел разговор об инвестиционном конкурсе, который уходит своими корнями в далекий 2003 год, то людям нужно отдавать должное - давать возможность реализовывать инвестиционный конкурс, если он ничему не угрожает. Что касается укрепления грунтов, укрепления станций метрополитена - инвестор выполняет свои обязательства в том, что он должен был сделать. Там устроены все входы и переходы. А недовольство, которое высказывается противниками таких проектов - не всегда искреннее.

Недовольство с чьей именно стороны?

Со стороны местных жителей.

Почему вы так считаете?

Это не именно Оболонь. У нас есть масса примеров, когда протесты перерастают в своего рода бизнес.

Есть ли другие инвестиционные конкурсы на строительство торговых центров непосредственно над метро?

В ближайшей перспективе их точно нет. Могу напомнить о несостоявшемся инвестиционном конкурсе по накрытию наземной линии метрополитена на левом берегу. Достаточно неплохой конкурс, как по мне, но он отменился из-за проблем в том числе связанных с зелеными насаждениями.

Это было давно?

Да, еще в прошлом десятилетии. На сегодняшний день максимум, на что мы можем рассчитывать - заход инвесторов по примеру станции "Академгородок". Это торговые площади не снаружи, а внутри станций. Во время строительства станций инвестору была дана возможность обустроить помещения и затем заниматься там коммерческой деятельностью. Такая перспектива может быть на Виноградаре.

В этом году проектируем реконструкцию пересадочного узла на "Черниговской".

Озвучивалось, что торговые центры могут появиться на "Житомирской" и "Дорогожичах".

Я далек от мысли, что торговые центры появятся в этих местах. Не было соответствующих инвестиционных конкурсов, да и места там мало.

Основные пересадочные узлы Киева находятся в неудовлетворительном состоянии - "Черниговская", "Лыбедская", "Петровка". Приступит ли город к их ремонту?

Мы начали с "Левобережной", следующая станция в очереди - "Святошино". Я надеюсь, что до конца года нам удастся завершить все работы, которые касаются прилегающих улиц, переходов и остановок общественного транспорта, а по самой станции часть работ будет выполнена в 2018 году, так как на время ремонта станция закрываться не будет. В этом году проектируем реконструкцию пересадочного узла на "Черниговской". Там отремонтируют улицу Хоткевича (Красногвардейскую), а трамвайные пути перенесут к тротуарам - из трамвая можно сразу будет выйти к метро. Кроме того, началась реконструкция Контрактовой площади. Там трамвайные линии перенесут ближе к Гостиному двору и полностью заменят покрытие площади. 

Будут ли в Киеве открываться новые трамвайные и троллейбусные линии? В том числе и на левом берегу.

Мы планируем построить трамвайную линию от Старовокзальной к Дворцу спорта к 2019 году. По поводу левого берега - КГГА не оставляет надежд на линии трам-трейна - трамвая, который ездит по железнодорожному полотну. Оно у нас в городе, к сожалению, мало используется, хотя спрос на поездки по линии электрички достаточно серьезный. Один из вариантов - увязка трам-трейна с линией, которая за китайские деньги должна будет соединить Киев с аэропортом Борисполь. По большому счету, проекта не было, и изначально "воздушный экспресс" собирались строить до ближайшей станции метро. Мы предложили другое решение, две ветки - одна с Троещины до Дарницкого вокзала и другая - от Центрального вокзала до аэропорта Борисполь. Я считаю, что это очень хороший проект. Им смогут воспользоваться более 200 тысяч пассажиров в сутки.

Планируем построить трамвайную линию от Старовокзальной к Дворцу спорта к 2019 году. 

Есть ли у этого проекта реальная перспектива?

Да, если трам-трейн не будет реализован в рамках воздушного экспресса, хотя это маловероятно - сейчас идут серьезные переговоры с китайской компанией, мы будем искать другие источники финансирования.

Сколько займет реализация этого проекта?

Максимум два года. И это в основном время изготовления подвижного состава, остальная инфраструктура в городе есть. По предварительным подсчетам, стоимость проекта - 80-90 млн долларов. Нужно будет понизить посадочные платформы на железнодорожных станциях, так как у трам-трейна ниже посадка, соединить линии трамвая на Троещине и около Центрального вокзала с железной дорогой, а также поворот в районе станции Дарница в сторону Дарницкого ж/д моста, чтобы не заезжать на станцию Дарница. Скоростной трамвай на Троещине будет подсоединен к железной дороге там, где сейчас находится пересадка на электричку. Кроме того, у трам-трейна гораздо меньший радиус поворота, чем на железной дороге.

Есть ли будущее у городской электрички в нынешнем виде? Новые станции, новый подвижной состав?

Трам-трейн и есть развитие электрички. При его реализации появятся новые станции, а благодаря универсальному подвижному составу можно будет расширить сеть перевозок. У нас есть минимум сто тысяч пассажиров, живущих по броварскому направлению. Ежедневно они доезжают в одну точку - это станция "Лесная", а затем эти пассажиры с боями добираются до места своего назначения в Киеве. Та же история и в направлении Ирпеня и Бучи - там живет не меньше людей и есть железная дорога, которая практически не используется для подвоза пассажиров.

А об открытии "Протасова Яра" и "Киева-Московского" для пассажиров электрички вопрос пока не стоит?

Нужно понимать, насколько эти станции будут востребованными. Мы очень серьезно смотрим на трам-трейн и думаем, что с развитием этого проекта появится достаточно новых станций.

У города уже нет проблем с "Укрзализныцей" касательно обслуживания инфраструктуры и самих электричек?

Конфликты в основном возникают из-за бедности - это все нужно обслуживать. У богатых и успешных конфликтов нет. Мы не претендуем на их инфраструктуру, полотно, мы даже готовы были отдать этот проект "Укрзализныце" - занимайтесь, возите пассажиров.

Появится ли в Киеве единый билет?

Надеемся, что к концу года внедрим его хотя бы в экспериментальной форме. Он покроет все виды транспорта.

Будет ли ремонтироваться часть Окружной от моста через железную дорогу на Ирпень до Гостомельской площади. Недавно проезжал по ней - выглядит жутко.

Очень хотим отремонтировать этот участок. Думаю, что часть работ начнется в этом году. Отремонтируем дорогу от Гостомельской площади до проспекта Победы. Я считаю, что по Окружной дороге начиная от Гостомельской площади, заканчивая Одесской площадью или даже Кончей-Заспой, нужно соединить одним маршрутом, который свяжет несколько линий метро и линию скоростного трамвая. Там сконцентрировано много жилья.

Какие сроки достройки Окружной на Оболони?

Автомобили поедут по ней в 2019 году. Это один из пунктов стратегии выведения машин из города. Весь транзитный поток, идущий через Московский мост, должен уходить на Богатырскую, и на развязке уходить на Окружную. Сейчас этот поток идет по улице Телиги, фактически убивая Малую Окружную дорогу.

Министерство инфраструктуры готово купить в кредит в Германии региональные поезда. Не достанутся ли они Киеву?

Об этом проекте не слышал.

К концу 2017 года на базе одного из трамвайных депо Киева может открыться цех Pesa.

Вернемся к трамваям. Кличко говорил, что в Киеве может открыться производство и сборка трамваев Pesa. Эти планы еще актуальны?

Мы ведем достаточно серьезный диалог с Польшей, думаю, что к концу года на базе одного из трамвайных депо откроется цех Pesa.

ENb55DDHВ. Кличко на заводе Pesa

Собирается ли польский производитель учитывать жалобы киевлян? Говорят, что трамваи короткие, маловместительные по сравнению с теми же "Электронами".

Длина трамваев может быть решающей на старых линиях в центре города. На Подоле, например, длинные трамваи не развернутся. Для прямых участков больше подойдут длинные трамваи. Мы будем покупать все трамваи - и "Татру", и "Электроны", и Pesa. Трамвай достаточно долго изготавливается, а нам нужно менять подвижной состав, поэтому мы будем сотрудничать со всеми.

Какая ситуация с "Электронами"?

Мы ждем поставку семи трамваев.

А как вы прокомментируете утверждения, что тендер по закупке трамваев прописан под Pesa?

Я такие вещи не комментирую. Если у кого-то есть такие подозрения, для этого есть соответствующие службы - тот же Антимонопольный комитет. 

Проблема не в транспорте, а в организации жизни города, - Н. Поворозник

Есть ли комплексная стратегия по решению транспортной проблемы Киева? Например, в европейских городах в транспорте гораздо свободнее, лучше устроена маршрутная сеть, меньше интервалы.

Это проблема не транспорта, а организации жизни города. Приведу пример. Есть два супермаркета - на "Лесной" и на "Академгородке". И человек с "Лесной" ездит работать в супермаркет на "Академгородок", а человек с Новобеличей едет на Лесной массив. Что дает Европа - свободный выбор жилья, они живут в арендных квартирах, цена на транспорт заставляет человека искать жилье рядом с работой. У нас недостаточно станций метро, есть сбои в наземном транспорте. В этом направлении нужно работать, эта задача стоит перед менеджментом города. Сейчас город работает над проектом бизнес-гавани на Троещине.

Расскажите подробнее об этом проекте.

Сейчас жители Троещины, около полумиллиона человек, вынуждены ежедневно выезжать в центральную часть города. Чтобы обеспечить рабочие места на Троещине, на свободных территориях в районе Пуховской улицы планируется построить технопарк, бизнеспарк. Это частично решит вопрос логистики в городе.

Как решается вопрос с рекламой в метро?

Это сложный вопрос. Люди, которые проработали в этой сфере 25 лет, не понимают, что в городе должно что-то меняться. Это как проблема с МАФами - "Я тут 20 лет стою"… Что касается рекламы в транспорте - с 2015 года рекламой в Киеве занимается КП "Киевреклама". Все деньги, которые зарабатываются на рекламе, уходят в специальный фонд бюджета Киева.

Кто же имеет влияние на КП "Киевреклама"? В метро реклама все равно остается на неуместных площадях - дверях, окнах.

Метро как минимум согласовывает площади, где появляется реклама. Метрополитен не получает за это деньги, но места, где появляется реклама - за ним.

На Крещатике недавно сделали новые наземные переходы вместо подземного. Есть ли программа, по которой Киев начнет избавляться от подземных переходов?

Подземные переходы - это наследие прошлого. Они используются по всему миру, но в основном они устроены на магистралях. Центральная часть города должна быть доступной. Этот переход на Крещатике появился по нескольким причинам - были просьбы от людей с инвалидностью, которые фактически разделены Крещатиком, как рекой без мостов, еще одна причина - его ремонт. Но я в этом переходе ничего плохого не вижу. Однако даже если там поставить лифты, что и сделает инвестор, горожане, в том числе и люди с инвалидностью, с большим удовольствием будут пользоваться наземным переходом.

Вижу, у вас стоит велосипед. Часто ездите на нем на работу?

Раз в год. Я больше мотоциклист. Но у города много планов на велоинфраструктуру. Один минус - киевский рельеф, из-за него сложно организовать велосипедную инфраструктуру. Но левый берег можно покрыть. Мы рассматриваем разные варианты, один из них - велодорожки в радиусе километра от станций метро. Можно будет доехать на велосипеде до метро, припарковать его там и дальше ехать на общественном транспорте. И при капитальной реконструкции улиц однозначно появляются велодорожки. Как вариант, велодорожку будем совмещать с полосой общественного транспорта - такое решение часто встречается в Европе. 

Читайте также "Работаем с самым плотным графиком в Европе", - интервью с начальником Киевского метрополитена

Н. Поворозник: "Я больше мотоциклист. Но у города много планов на велоинфраструктуру"