Если правительство Арсения Яценюка еще в первую каденцию окрестили правительством камикадзе, то бюджет-2015 как только не называют: и "бюджетом-убийцей", и "бюджетом-резней"... Список можно продолжать, но так или иначе, все характеристики указывают на то, что в следующем году государство собирается сильно экономить. Мы решили проанализировать, коснется ли экономия транспортной отрасли и чем этот бюджет лучше или хуже предыдущего в данном контексте. Об увеличении финансирования речи не идет, а правительство просто пытается удержать уровень финансирования инфраструктуры хотя бы на том же уровне, что и прежде, с учетом новых экономических условий.
Читайте также: Мининфраструктуры проведет аудит расходов и оптимизирует управление отраслью
На чем сэкономит МИУ Итак, в бюджете-2015 расходы на Министерство инфраструктуры были увеличены вдвое. Ведомство получит около 3,26 млрд грн, хотя в этом году эта сумма составляла всего лишь 1,46 млрд грн. Однако здесь есть нюанс. Львиная доля денег Министерства – 2,75 млрд грн – будет потрачена на погашение кредитных обязательств по кредитам, привлеченными еще во время подготовки к Евро-2012. В бюджете-2014 такой статьи расходов не было.
Отметим, что экономия все же не обошла Министерство стороной, а точнее его аппарат. В бюджете-2015 на управление в сфере инфраструктуры предусмотрено 33 млн грн, хотя в уходящем году было выделено 34,5 млн грн. Соответственно немного уменьшились и расходы на оплату труда сотрудникам Министерства с 17,5 до 16,9 млн грн.
Читайте также: Дороги все хуже: как остановить деградацию дорожной сети Украины
+23% для "Укравтодора" В бюджете-2015, как и в действующем, главным распорядителем инфраструктурных средств является "Укравтодор", финансирование которого будет увеличено на 22,8%. В следующем году для госагентства предусмотрено 20,83 млрд грн, тогда как в уходящем году – 16,96 млрд грн. Примечательно, что из последней суммы 2,54 млрд грн были выделены в 2014 году на субвенцию местным бюджетам для строительства, ремонта и содержания дорог коммунальной собственности. В бюджете-2015 такая субвенция не предусмотрена.
На что же "Укравтодор" планирует потратить 20,83 млрд грн. Если взглянуть на статьи расходов, то становится очевидно: не видать Украине хороших дорог и в следующем году. Оказывается, что из указанной суммы 17,41 млрд грн пойдет на обслуживание долговых обязательств и погашение кредитов, взятых под государственные гарантии. А на развитие и содержание сети автодорог останутся крохи – около 3,41 млрд грн. Особенно если учесть тот факт, что протяженность автомобильных дорог в Украине составляет порядка 170 тыс. км. Обнадеживает то, что "Укравтодору" будет предоставлен кредит из специального фонда в размере 4,7 млрд грн на развитие автомагистралей и реформу дорожной отрасли. В 2014 году эта сумма была вдвое меньше – 2,29 мдрд грн. Однако пока остается неясным, какая часть из этой суммы пойдет непосредственно на строительство дорог.
Госавиаслужбе вдвое больше денег По сравнению с "Укравтодором" другим инфраструктурным ведомствам в бюджете-2015 достались просто крохи. Так, Государственная специальная служба транспорта получит около 302 млн грн, Государственная авиационная служба – 121 млн грн. Если сравнить эти показатели с прошлогодними, то окажется, что финансирование Госспецтрансслужбы увеличилось на 15,7% (в 2014 году – 260 млн грн), а вот нашумевшая в последние месяцы Госавиаслужба получит вдвое больше денег (в 2014 году – 62 млн грн).
А еще двум ведомствам (госинспекции по безопасности на наземном транспорте и по безопасности на морском и речном транспорте) финансирование было урезано. Госинспекция по безопасности на наземном транспорте в бюджете-2014 получила почти 31 млн грн, в бюджете-2015 – около 10 млн грн. Еще более суровая участь постигла Госинспекцию по безопасности на морском и речном транспорте: ее финансирование уменьшилось втрое – с 19 млн грн до 6 млн грн. А часть ее расходов теперь включена в сферу ответственности Министерства. Прежде всего, речь идет о поддержании судноплавных шлюзов и внутренних водных путей. Отметим, что на эти работы в 2014 году выделено почти 41 млн грн, в следующем запланировано 39 млн грн.
Кроме того, в бюджете-2014 значилась и "Укрзализныця". Тогда государственному монополисту было выделено более 1 млрд грн на медицинское обслуживание работников и пассажиров ж/д транспорта. В бюджете-2015 такой статьи расходов не предусмотрено.
Не стоит забывать, что бюджет – это своего рода финансовый указатель, и в течение года он может существенно изменится. Да и те расходы, которые прописаны в государственной смете в отдельных статьях, Кабмин распределяет в пределах своих полномочий на те или иные проекты. Так, что ситуация может кардинально измениться. В любом случае, Мининфраструктуры в следующем году должно довести до логического завершения преобразование "Укрзализныци" в акционерное общество. Да и дорожная сфера требует кардинальных реформ. Будем надеяться, что с таким бюджетом нынешнее правительство Украины не станет камикадзе, а наоборот станет спасителем национальной экономики.