Наиболее ощутимо рывок портов Троймяста (Гданьск, Гдыня, Сопот) ощутил немецкий Бремерхафен (Bremerhaven), который отмечает падение оборота контейнеров. Грузы также теряет Гамбург. "На Балтике сейчас происходят большие перемены, в основном из-за Гданьска, который на глазах  становится хабом. Около 40 процентов переваливающихся здесь контейнеров плывут потом дальше в другие гавани региона" - рассказывает проф. Влодзимеж Ридзковски из Гданьского университета.

Польские порты уже обогнали Гетеборг, теперь догоняют Санкт-Петербург. Российский порт, в отличии от Гданьска и Гдыни, замерзает зимой, что предоставляет Польше большое конкурентное преимущество. Эксперты предполагают, что грузооборот будет только расти. Так, в августе Гданьск впервые посетит новейший гигант датской компании Maersk, который может забрать 18 тыс. TEU. Если весь груз этого корабля перегрузить на один поезд, то его длина бы составила 110 км. Maersk из Гданьска уже наладил регулярное непосредственное сообщение из портами Далекого Востока, используя контейнеровоз на 14 тыс TEU.

Для польских портов прошлый год выдался очень удачным. В открытом в 2007 году глубоководном терминале DCT Gdańsk результат перевалки впервые приблизился к 1 млн TEU. Гдыня с терминалом Gdynia BCT перевалила 400 тыс. TEU, продемонстрировав лучший результат после 2008 года. При этом в Гамбурге в 2012 году было перегружено 8,9 млн TEU, что на 2 процента меньше, чем годом ранее. Морские порты района Щецин-Свиноуйсьце также скоро начнут получать контейнеры – там продолжается строительство контейнерного терминала, который будет запущен в работу в 2015 году. Во всех польских портах продолжается развитие терминалов, инфраструктуры, углубление каналов. Инвестиции частично финансирует ЕС.

Динамическое развитие портов Троймяста начинает беспокоить таких гигантов, как Гамбург

"Динамическое развитие портов Троймяста начинает беспокоить таких гигантов, как Гамбург" - говорит Адриан Фургальски из Zespołu Doradców Gospodarczych TOR. "Германия должна держать пальцы скрещенными, чтобы поляки слишком быстро не улучшили таможенные, налоговые и административные процедуры. Потому что сейчас некоторые перевозчики по-прежнему проводят окончательный таможенное оформление в Германии, а затем доставляют грузы в Польшу на автомобиле или поезде" - поясняет он.

Профессор Кристина Воеводска-Кроль из университета Гданьска подтверждает, что Гамбург по сравнению с Гданьском является более эффективным решением с точки зрения таможенных процедур. Германия имеет более либеральные правила таможенного оформления, а также возможность отсрочки уплаты НДС и быстрого выпуска товара на рынок. Быстрая проверка может привести, например, в Гамбург европейские компании, которые не зарегистрированы в этой стране и даже не имеют представительство. Уплата НДС откладывается до продажи товара.

Это еще не все. Таможенные органы в Гамбурге используют польско-говорящий персонал, поощряя тем самым польские компании. Между тем, перевозчики отмечают, что в польских портах - по сравнению с западными - случаются чаще обременительные процедуры, такие как строгая проверка каждого контейнер, хотя компания предоставила все необходимые санитарные сертификаты. На повестке дня затяжная ветеринарная инспекция и сложные бесконечные проверки таможни.

"Это ахиллесова пята польских портов, но ситуация уже меняется в лучшую строну. Министерство экономики Польши создало проект закона, который позволяет упростить процедуру возврата НДС и приблизить Гданьск к стандартам Гамбурга. Также в этом году в портах Троймятста будет упрощен режим ветеринарного пограничного и таможенного контроля. Операторы терминалов по согласованию с государственными ведомствами договорились о рационализации процедур. 

По материалам Dziennik Gazeta Prawna, перевод Игоря Гошовского

Читайте также эксклюзивное интервью с вице-президентом порта Гданьск Войцехом Лакомски "Порт Гданьск: ситуация в Польше напоминала Украину".

ccccccc