В октябре глава "Роснефти" обеспокоился перспективой потери польского рынка. "Саудовская Аравия зашла в Польшу, поставляет в эту страну нефть через нефтепорт в Гданьске по более низкой цене. Россия должна сделать все возможное, дабы не потерять своей доли в глобальным рынке нефти" – отметил Игорь Сечин на конференции в Москве 14 октября.

По данным Государственного Геологического Института, потребление нефти в Польше в 2013 году составило 24,2 млн. тонн (около 10% российского экспорта). Чтобы такое количество нефти импортировать с помощью танкеров, например, из Саудовской Аравии, преград в сфере инфраструктуры практически не осталось.

Институт до сих пор не располагает точными данными на предмет потребления нефти за 2014 год, однако, из расчетов следует, что и в прошлом году было импортировано не менее 23,6 млн. тонн. При этом пока нет оснований считать, что залежи нефти в польских сланцах в значительной мере изменят имеющийся баланс.

Читайте также Надежда на Польшу: есть ли у Украины шансы заполучить сжиженный газ

Нефтепорт прокормит и Германию

По данным гданьского "Нефтепорта", потребность Польши в нефти может быть удовлетворена исключительно благодаря нефти, привозимой танкерами. "Обычные поставки нефти в Гданьск составляют от 80 до 145 тыс. тонн. Загрузка танкера в терминале длится около суток. Принимая во внимание буксировку, швартовку, пограничные и таможенные процедуры, танкер с момента захода на рейд и до выхода в море проводит в порту в общей сложности 30-36 часов"- отмечает Дариуш Коберецки, директор правления польского "Нефтепорта".

"Нефтепорт" на сегодняшний день располагает пятью пунктами перегрузки, из них три пункта – для обслуживания океанических нефтетанкеров. В каждом таком пункте можно обслужить  180 судов и перевалить около 34 млн. тонн нефти в год.

Поэтому пропускная способность "Нефтепорта" в состоянии удовлетворить спрос не только польских потребителей, но и двух нефтеперерабатывающих заводов в Германии, соединенных с Польшей нефтепроводом „Дружба” (Schwedt и Spergau). По результатам 2015 года ожидается 30% рост перевалки нефти на терминале в сравнение с предыдущим годом.

В 2014 году Россия поставила в Польшу 29,4 млн тонн нефти и нефтепродуктов на сумму около 14,6 млрд долларов. Доля российских поставщиков составляла 73%. В 2013 году доля российских поставщиков была все 93 процента. В текущем году, судя по всему, доля сократится в разы.

В прошлом году, во время торжеств по случаю начала работ по расширению терминала, премьер Польши Дональд Туск отметил и косвенную роль Украины для понимания чиновниками Евросоюза важности данного проекта. "Старания Польши на фоне кризиса в Украине привели к тому, что главы государства ЕС пришли к выводу, что одним из ответов на этот кризис должен стать т.н. энергетический союз", - заявил Туск. По его словам, этот союз должен работать на то, чтобы стать полностью независимым от России в энергоресурсах. По всей видимости, сейчас мы наблюдаем, как эта независимость рождается.

К концу года также должен заработать терминал по перевалке сжиженного газа - Gazoport - в польском порту Свиноустье.

Ограничивает только Балтика

Самый большой танкер в мире назывался TT Knock Newis (458 метров длиной, 69 метров  шириной) и может перевозить 650 тыс. кубометров сырой нефти, что соответствует его грузоподъемности – (DWT) 647,955 тонн. Это приблизительно 3% годовой потребности Польши в сырье.

Однако, в связи с осадкой (24,6 м), он не смог бы зайти в Гданский "Нефтепорт". Глава предприятия считает, что существенным ограничением мореплавания в Балтийском море являются Датские проливы, где глубины составляют всего 15 метров.

"Нефть транспортируется в Польшу танкерами класса Aframa (сокращение от average freight rate assessment maximal)  грузоподъемностью (DWT) 80-120 тыс. тонн, а также другими транспортными средствами, такими как Suezmax (название и параметры суден следуют из ограничений Суэцкого канала), грузоподъемностью 120-200 тыс. DWT" – рассказывает Дариуш Коберецки. "Иногда задействуются транспортные средства типа VLCC (very large crude carrier). Практически любое судно, которое в состоянии заплыть в Балтику, будет обслужено в нашем терминале", - заверил он.

При подготовке использовались материалы forsal.pl и РБК

Читайте также Портовые инвестиции: Польша начинает править Балтикой