"То, что происходит в польских портах последние несколько лет - своеобразный феномен, масштаб развития – совершенно уникальный", – рассказывает проф. Хенрик Чьвиклински, руководитель кафедры экономической политики Гданьского университета. По его словам, инвестиции дают огромный эффект. На наших глазах польские порты постепенно становятся самыми значительными и успешно действующими портами во всей Балтике.
Читайте также Порт Гданьск: ситуация в Польше напоминала Украину
За этим успехом стоит политика Евросоюза. "В Брюсселе уже в полной мере оценили выгодное размещение и навигационные условия портов в Гдыне и Гданьске, занимающие весомые позиции в транспортном коридоре Балтика – Адриатика. Гданьск уже имеет отличное дорожное соединение с внутренними районами страны. А запланированные инвестиции PKP (Польские железные дороги) обеспечат отличную железнодорожную коммуникацию с портом" – утверждает Януш Каспрович, пресс-секретарь Гданьского порта. Он считает, что создание надлежащей инфраструктуры гавани в условиях свободной конкуренции даст очень быструю отдачу.
Деньги Запада Анета Шредер-Перницка, директор коммерческого комитета объединения портов Щецин – Шьвиноуйшьце, подчеркивает, что единственно благодаря средствам Евросоюза в польских портах проводятся масштабные инвестиции. Руководство гаваней инвестирует и свои собственные средства, но только деньги из ЕС позволяют реализировать самые крупные проекты.
А средства для функционирования портов нужны огромные. Масштаб работ демонстрирует следующий пример. В южной части порта в Шьвиноуйшьцю запланировано строительство новой набережной, которая позволит пришвартовывать и обслуживать паромы, а также крупные экскурсионные суда. Длина новой набережной будет составлять примерно 242 м, техническая глубина – 12 м. Благодаря таким параметрам будет создана возможность принимать паромы длиной 220 м, которые в данный момент не могут войти в порт Шьвиноуйшьце. Окончание строительства запланировано на осень 2014 года, а к середине 2015 года будет проведен окончательный расчет по инвестициям. Общая стоимость: 152,7 млн злотых (36 млн евро). В Гданьске планируется модернизация подходного канала, а также ремонт набережной в так называемом внутреннем порту. Стоимость такого проекта составляет 362 млн злотых (86 млн евро).
Проводимые сегодня инвестиции должны гарантировать портам развитие на много лет вперед. Гдыня своей стратегической инвестицией называет расширение подходного канала для того, чтобы суда получили возможность нормально разворачиваться. "В порт Гдыни смогут заходить не просто большие суда, но и крупные контейнеровозы, - рассказывает Януш Яросиньски, директор порта Гдыни. По его словам уже закончен анализ проб грунта и начат переход к проектным работам. Окончание всех работ запланировано на 2017 год. Проект обойдется примерно в 24 млн евро. В процессе проводимых работ необходимо будет разобрать часть набережной, выкупленной портом у верфи Военно-Морского Флота. По подсчетам Яросиньски за 2014-2016 гг на инфраструктуру порта поступит в общем 700 млн злотых (около 165 млн евро).
Благодаря CEF (Connecting Europe Facility) есть перспектива получения еще больших средств на реализацию инвестиций в портах. Это новый фонд поддержки для стран-членов ЕС. В этот фонд будет перенесена часть средств из Cohesion Fund (Общественный фонд ЕС). Из средств CEF будут финансироваться инвестиции в железнодорожный транспорт, в морской транспорт, в интермодальный, а также в транспорт, связанный с охраной дорожного движения.
Развитие перевалки Инвестирование в инфраструктуру дает еще один дополнительный позитивный эффект. А именно: в порт привлекаются инвесторы, которые готовы развивать сектор перевалки грузов. Наиболее внушительной инвестицией за последнее время было приведение в рабочее состояние огромнейшего контейнерного терминала в Северном Порту в Гданьске – DCT (Deepwater Container Terminal).
За 2014-2016 гг на инфраструктуру порта Гдыня поступит в общем 700 млн злотых (около 165 млн евро).
Туда уже заходят крупнейшие контейнеровозы мира. Погрузочно-разгрузочная мощность терминала на сегодня составляет 1,5 млн TEU, а в 2013 году было разгружено более 1 млн TEU. Но DCT продолжает расти - в 2016 году появится новый терминал. Но и это еще не все. Создание терминала влечет за собой другие инвестиции. В мае была сдана в эксплуатацию отремонтированная железнодорожная ветка, а невдалеке строится большой центр логистики Goodman. Центр будет построен на земельном участке площадью 110 га, где будут возведены складские помещения и производственные цеха вместе с интегрированными офисными помещениями на площади около полмиллиона квадратных метров.
Что интересно, Гдыня не рассматривает инвестиции в DCT как большую угрозу для своих терминалов. "Да, не буду скрывать, первое впечатление было, что пришел сильный конкурент, - признает Яросиньски. – Оказалось, однако, что гданьский терминал обратил внимание перевозчиков на Гданьский Залив как на единое целое. В результате возросло движение контейнеров".
Самой большой инвестицией компании-оператора в польских портах является все же Gazoport в Шьвиноуйшьцю. Воспринимается инвестиция, конечно, сквозь призму проблем и неувязок с подрядчиками строительных работ, с неизбежными опозданиями в сроках. Хотя, если посмотреть на масштаб инвестиции, нужно отдать должное, все-таки это самый большой проект, реализованный в польских портах. Расходы, связанные с вводом в эксплуатацию всего оборудования в рамках терминала регазификации LNG были оценены на сумму около 4,5 млрд злотых (более миллиарде евро). Терминал должен быть готов для получения поставок газа в 2015 году.
Читайте также Надежда на Польшу: есть ли у Украины шансы заполучить сжиженный газ через порт на Балтике
Сеть складских помещений появится и в Гдыне. "Уже идет строительство складов для зерновых и кормовых культур" – рассказывает Яросиньски. В Гданьске продолжается расширение Naftoporta, а также строится топливная база PERN. Есть и другие инвестиции: терминал замороженных продуктов. В прошлом году в Гданьске был увеличен разгрузочно-погрузочный терминал сыпучих продуктов. Такая инвестиция стоила более 170 млн злотых (около 40 млн евро).
Узкое горло? "Инвестиции в портах – это прекрасно, но, боюсь, что выезд из портов будет слишком узким. - замечает проф. Чьвиклински. – Здесь нужны очень оперативные инвестиции, в частности, железнодорожные, чтобы разгруженные продукты незамедлительно развозить в глубь страны".
В прошлый четверг порт Гдыня подписал договор на расширение части железнодорожной сети. Сумма строительных работ составляет более 16 млн евро. Серьезные изменения ожидаются и в Гданьске. Несколько дней тому назад PKP получили разрешение на строительство железнодорожной линии из Praszcza Gdańskiego до Portu Północnego, а также на строительство нового моста через Martwą Wisłę.
Самой большой инвестицией компании-оператора в польских портах является Gazoport в Шьвиноуйшьцю.
Это очень своевременное изменение. Прежний мост имел только один железнодорожный путь, а сам мост и железнодорожное полотно были предельно изношены – приходилось ограничивать скорость движения. Теперь же на лицо эффект от новой инвестиции – из гданьского порта за сутки могут выезжать 240 поездов, а не 82, как раньше. В Щецине и в Шьвиноуйшьцю работы по ремонту и переоборудованию железнодорожных соединений уже практически закончены. В обоих портах в общем количестве перестроено почти 36 км колеи и 134 стрелочных переводов. Общая сумма расходов составляет 18 млн евро.
Аполитичный рецепт успеха Инвестиции в польских портах направляются на увеличение грузооборота. В 2013 году этот показатель в сравнении с 2012 годом вырос на 9 процентов - до 64 млн тонн грузов.
Профессор Чьвиклински, говоря о больших инвестициях и успехах в портах, указывает и на другую сторону вопроса. "Уже давно у нас в портах работает постоянный штат сотрудников, отсутствуют политические игры, на руководящие должности приглашаются квалифицированные специалисты, а не менеджеры по политической квоте. Как видим, такая политика приносит хороший результат", - утверждает он.
Рецепт успеха – это не только инвестиции, но и упорядочение всей структуры собственности в портах. У Гдыни есть еще один повод для оптимизма. 1 июля была приватизирована последняя общественная компания, обслуживающая терминал штучно-тарных грузов. Теперь порт функционирует в режиме целевой модели – правление порта руководит инфраструктурой и территорией, а разгрузочно-погрузочными роботами и обслуживанием судов занимаются частные компании.