Maersk Mc-Kinney Møller наибольший и самый современный контейнеровоз в мире длиной 400 метров, 59 метров шириной и 73 метра в высоту. По поводу его премьерного визита в порт Гданьска в Польше господствует значительный эмоциональный подъем, ведь поляки считают, что это свидетельствует о все более возрастающем значении их страны на европейской карте портов.

В своем новом докладе компания Jones Lang LaSalle анализирует самые важные тенденции в мировой торговле. Многие, из которых способствуют развитию польских портов. Так, в частности, возрастание объема контейнеров является одним из важнейших трендов в мировой торговле еще с начала 90-х. Исходя из анализа, следует, что товары, транспортируемые стандартными контейнерами, составляют одну четвертую мирового товарооборота. Несмотря на то, что почти половина контейнеров загружается и разгружается в портах на Дальнем Востоке, европейские гавани все же являются довольно существенным пунктом на карте мировой торговли и, собственно, благодаря им в Европу попадает значительная часть товаров с других континентов.

Читайте также Интервью из вице-президентом порта Гданьск Войцехом Лакомски

Традиционно портами стратегического значения для Европы являются гавани, находящиеся на линии от Гавра во Франции до Гамбурга в Германии. Впрочем, нельзя недооценивать и потенциал развивающейся экономики Центрально-Восточной Европы, Балтийского региона, а также регионов России, примыкающих к Балтийскому морю. Рост ВВП, растущий импорт и экспорт, а также усиливающийся тренд контейнеризации грузов – все это вместе имеет шанс стать главным двигателем, приводящим в движение спрос на портовые услуги как в самой Польше, так и во всем регионе.

Следующие факторы, имеющие значение в развитии новых мест контейнерного грузооборота - это инфраструктура порта и навигационная доступность. Владельцы компаний используют для транспортировки все большие и большие корабли, что в результате уменьшает расходы на единичный перевоз контейнера. Балтика имеет несколько существенных ограничений, которые на протяжении довольно долгого времени не позволяли крупным контейнеровозам пользоваться ее портами.

«Возрастающий уровень перезагрузки в портах и возможность обслуживания в терминале контейнеров DCT  (Deepwater Container Terminal) в Гданьске судов до 18 тис. TEU, способствует направлению в Польшу потока товаров, транспортируемых морским путем, на сегодняшний день перезагружаемых в Западной Европе» - комментирует ситуацию Томаш Ольшевски из Jones Lang LaSalle. «Со временем улучшение портовой инфраструктуры может привести к стратегическим изменениям в структуре управления цепочкой доставок компаниями, действующими в стране и в регионе в целом. Можем держать пари, что все чаще и чаще они будут направлять свои товары именно к польским перевалочным терминалам», добавляет он.

Переломным оказалось решение крупнейшего в мире судоходного оператора Maersk Line, который одним из первых внедрил непосредственную связь с контейнерным терминалом DCT в Гданьске. По его примеру и другие операторы рассматривают порты Балтийского моря как потенциальные места расположения для непосредственного захода в порт.

Переломным оказалось решение крупнейшего в мире судоходного оператора Maersk Line, который одним из первых внедрил непосредственную связь с контейнерным терминалом DCT в Гданьске.

На сегодня в Польше действуют 6 главных перевалочных терминалов, сосредоточенных в портах Гданьска, Гдыни и Щецина – Свиноуйстья. За последние 5 лет их пропускная способность возросла вдвое. Польские терминалы отличаются друг от друга рядом параметров, таких как, например перевалочная способность, инфраструктура, торговое направление. Присутствует и борьба за клиентов.

«Одним из самых больших козырей Польских портов - их размещение, локализация, благодаря чему у них есть большой шанс стать узловыми для торговли развивающийся экономики центрально-восточной Европы, стран Содружества Независимых Государств (СНГ), так и для тех регионов России, которые находятся в непосредственном соседстве с регионами Балтийского моря. Не стоит забывать, что чертой, характеризующей польские порты, является их потенциал к дальнейшему развитию» - считает Ян Якуб Зомбирт, старший аналитик рынка из Jones Lang LaSalle.

«Крупнейшие порты Европы уже сегодня слишком переполнены, а их пространственные резервы слишком ограничены, в то время, когда на польском побережье есть огромное пространство для развития экономики. Упрощение налоговых, таможенных и санитарных процедур, а также дальнейшее развитие инфраструктуры, как в порту, так и в самой стране будет способствовать тому, что польские порты смогут эффективно бороться за клиентов из промышленных районов южной Польши, некоторых регионов Чехии, Словакии, стран СНГ».

Польские порты ожидает еще много испытаний, связанных с определенными проблемами, которые могут тормозить их развитие. К ним относятся вопросы оплаты налогов, которые необходимо оплатить в течении 20 дней, а это требует замораживание оборотного капитала. Такая ситуация может, однако, в скором времени измениться, есть определенные обещания правительства на этот счет. Следующим ограничением является получение документов таможенного заявления. Такая процедура на сегодняшний день занимает намного больше времени, чем в западных портах. Но даже при таком положении вещей есть шанс на улучшение – планируется проводить таможенные процедуры еще на судне По расчетам Investment Partners следует что 670 тис. TEU направленных до или из Польши обслужены вне польских портов. Внедрение новых правил таможенных налоговых и санитарных общих с правилами в портах Западной Европы, сделало бы возможным направить 70% объема товаров именно в польские порты.

Читайте также Балтийские порты: как Гданьск отбирает грузы у Гамбурга

Интервью из вице-президентом порта Гданьск Войцехом Лакомски

Смотрите фотогалерею Крупнейший в мире сухогруз

По материалам DGP, перевод Игоря Гошовского

cts_cfae6b62