После утверждения на должность министра инфраструктуры Александра Кубракова остро встал вопрос о его заместителях. Пока их двое. Одним из них 9 июня Кабинет министров назначил Анну Юрченко, которая ранее работала с Кубраковым в "Укравтодоре" и занимала должность начальника управления международного сотрудничества и государственных закупок. Сферой ее ответственности в МИУ определены вопросы евроинтеграции.
В первом интервью на новой должности Анна Юрченко рассказала ЦТС, о том, за какие еще направления будет отвечать и какими будут ее первые шаги в министерстве.
Проходили ли вы собеседование в Офисе президента? Если да, то с кем?
Нет, я общалась исключительно с министром. Мы проговорили с ним основные вопросы, сверили видение направлений развития отрасли на ближайшие годы. После чего как раз и было принято решение о моем назначении.
За какие направления как заместитель министра вы будете отвечать?
Моей специализацией в "Укравтодоре" были международное сотрудничество и инвестиционная политика. Международным партнерством и евроинтеграционными процессами я теперь продолжу заниматься на уровне Министерства инфраструктуры.
Будет ли входить в сферу вашей компетенции привлечение международных инвесторов? Если да, то какие направления для привлечения инвестиций вы видите приоритетными?
Здесь планирую масштабировать наш успешный опыт в "Укравтодоре". Так, например, последние месяцы мы готовили Государственное агентство автодорог к запуску евробондов, при этом международные партнеры присвоили ему высокий кредитный рейтинг на уровне Минфина. Впервые в Украине "Укравтодор" выпустил евробонды на Лондонской фондовой бирже под государственные гарантии. Серия бондов "Большая стройка" получила исторически низкую ставку по сравнению с предыдущими украинским суверенным размещениями в долларах США.
Евробонды - это доступ к международным рынкам и инвестициям на более выгодных условиях. Понятно, что такая практика должна быть не только в "Укравтодоре".
Среди первых шагов - проведение аудита имеющихся международных инвестиционных проектов Министерства... После аудита МИУ возьмет координацию этих кредитов на себя и будет работать над привлечение инвесторов.
За последние годы нашей командой сделано достаточно много в направлении прозрачности международных отношений. Нам доверяют, у нас запущена первая антикоррупционная программа совместно с ЕБРР.
Среди первых шагов - проведение аудита имеющихся международных инвестиционных проектов Министерства. Уже сейчас есть понимание, что международные процессы различных направлений Министерства и подведомственных предприятий являются несогласованными и разбросанными. Эффективность выполнения договоров была и остается очень низкой. После аудита Министерство возьмет координацию этих кредитов на себя и будет работать над привлечение инвесторов и работу с ними.
Не хочу делать вид, будто не было проблем, но это факт - "Укравтодор" держит позицию эффективного партнера МФО в Украине уже несколько лет. Мы достигли очень высокой выборки средств, хотя, в целом по стране средства международных кредитов не успевают использовать полностью. "Укравтодору" это удается. Мы сотрудничаем с различными международными финансовыми организациями - Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ.
Какие вы видите ключевые проблемы в транспортной отрасли? Назовите три основных, по вашему мнению?
Первая проблема - отсутствие институциональной способности и опыта работы с международными финансовыми учреждениями. Это касается в том числе и местного уровня. Напомню, что в "Укравтодоре" мы помогали областным государственным администрациям получить кредиты на местные дороги. Это направление необходимо развивать, ведь инфраструктура - это точка роста для любой экономики.
Вторая проблема - медленный ход интеграционных процессов в отрасли. Будем работать над их ускорением. Вместе с тем, не стоит забывать о балансе интересов и национального контекста при имплементации тех или иных решений.
Наведение порядка в закупочной политике, увеличение прозрачности на различных уровнях деятельности - все это будет в приоритете.
Третьей проблемой я бы назвала отсутствие единой линии взаимодействия в международном сотрудничестве. Децентрализация необходима, но Министерство должно предоставлять консультационную поддержку, помогать работать по сложным международным контрактам. Привлечение международных инвестиций - это в том числе и управленческая политика. Поэтому наведение порядка в закупочной политике, увеличение прозрачности на различных уровнях деятельности - все это будет в приоритете.
Помимо автодорог у нас есть еще и железная дорога, где очень медленно продвигаются проекты, которые финансируют МФО. Например, та же электрификация ж/д Николаев-Колосовка. Есть ли видение, как активизировать и ускорить эти процессы?
Как я уже говорила, мы проводим аудит инвестиционных проектов. Мы хотим показать другим отраслям, что с международными контрактами можно работать быстро и эффективно.
Как прокомментируйте ситуацию с последним спорным законопроектом относительно финансирования проектирования и строительства КОД в обход Prozorro? Считаете ли это решение правильным и будет ли применяться такая практика в других отраслях транспортной инфраструктуры?
Дело в том, что КОД - это очень дорогой проект. Надо признать, что у государства пока нет таких средств. Однако и без него обходиться мы также не можем. Если, конечно, не хотим, чтобы Киев полностью стал в пробках.
Единственный выход - привлечение крупного международного инвестора. Придет ли он в Prozorro, где основной критерий это цена, а не качество работ и опыт? Будет работать по советским ДБН и ДСТУ (государственные строительные нормы и государственные стандарты Украины. - ЦТС), с их индивидуальными нормами и человеко-часами? Конечно же, нет.
Читайте также Спорный КОД: Как привлечь финансирование на строительство обходной дороги Киева
Уже стартовала масштабная реформа управления качеством дорог. Теперь параллельно происходит и либерализация ценообразования, и осовременивание ДСТУ. Но на это нужно время. Есть интерес инвесторов - нужно работать в этом направлении. Также напомню, что сейчас есть 100% поддержка правительства и президента, инвесторы это видят.
Поэтому для масштабных проектов, которые будут реализовывать крупные игроки (одновременно привлекая инвестиции) такой выход является абсолютно оправданным. А для того, чтобы привлечь международного инвестора, разрабатывается новый нормативно-правовой акт, где будут понятные для него правила, по проформе FIDIC-контракта. Все риски будут устранены уже на этом этапе.
Читайте также Формула Кубракова: 5 трендов "Укравтодора", которые можно применить в Мининфраструктуры