В начале июня Верховная Рада приняла законопроект №5309, которым вносятся поправки в Закон Украины "О публичных закупках". Как заявили в "Укравтодоре", согласно документу, строительство Киевской обходной дороги (КОД) можно будет проводить по международному формату контрактов EPC+F (проектирование - закупка - строительство - финансирование). В ведомстве говорят, что на конкурентных торгах подрядчик будет определяться не только по ценовому критерию, но и по условиям привлечения финансирования. "То есть подрядчик не только проектирует и строит, но и обеспечивает возможности финансирования для выполнения этих работ", - пояснили суть законодательных изменений в дорожном ведомстве.
С другой стороны, рядом экспертов было озвучено мнение, что законопроект выводит из-под действия системы Prozorro многомиллиардные закупки и, что для строительства КОД можно было обойтись и без изменений в законодательстве, привлекая международное финансирование посредством межправительственных соглашений.
Ориентировочная стоимость проекта КОД составляет 85 млрд грн. Что сопоставимо со всем объемом финансирования "Укравтодора" за прошлый год. Такая стоимость продиктована тем, что это будет абсолютно новое строительство дороги первой категории. Шесть участков общей протяженностью 150 км соединят между собой основные транспортные магистрали. Также будут построены 20 транспортных развязок и новый мост через р. Днепр длиной 4 км. Кроме того, в рамках проекта необходим выкуп земельных участков и проведение сложных инженерно-геологических работ.
"Масштабные инфраструктурные проекты, наподобие Киевской обходной дороги, требуют объемов финансирования, которые довольно трудно привлечь сугубо в рамках бюджетного процесса. В то же время отказаться от их реализации - значит потерять важные точки роста для экономики Украины", - заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Учитывая значительный общественный резонанс, в "Укравтодоре" публично обсудили вопрос закупок для Киевской обходной дороги. В дискуссии приняли участие эксперты отрасли, представители антикоррупционных организаций и участники дорожного рынка, народные депутаты Украины и международные специалисты.
ЦТС приводит основные выдержки из выступлений участников дискуссии.
Александра Азархина, руководитель команды поддержки реформ, "Укравтодор"
Парламент сделал исключение для строительства КОД. Политическая воля дала возможность запустить этот проект как образцовый, для дальнейшей работы с международными инвесторами. При этом уже есть прецеденты закупок вне системы Prozorro: гранты и кредиты МФО, отдельные проекты в рамках межгосударственных соглашений, закупки в сфере обороны и медицины. То есть мы действительно понимаем, что это исключение, но оно не уникально.
Реализация проектов, которая включает в том числе конкурентный отбор подрядчика с функцией привлечения инвестиций, технически невозможна в условиях действующего законодательства. А наиболее крупные игроки заинтересованы работать по международным стандартам и нормам.
Чего мы ожидаем? Международных подрядчиков с опытом строительства сложных инфраструктурных объектов. Проект КОД - это уже высшая лига и для украинского рынка. Мы будем рады, чтобы украинский рынок смог с этим справиться, но на данный момент есть ограничения, в первую очередь с точки зрения привлечения финансирования.
Мы хотим подчеркнуть, что вне Prozorro - не означает без открытого конкурса. Что нужно сделать? Разработать и принять нормативно-правовой акт, который определит порядок реализации проекта. Процедура отбора подрядчика должна соответствовать не просто лучшим мировым практикам, но и включать то, что нам дает Prozorro - открытость и высокую конкуренцию. Важно и то, что, если на торгах в Prozorro среднее количество участников 3-4, то на торгах международных финансовых институтов, на которые мы ориентируемся, - от 10 до 60 участников.
Далее необходимо будет определить этапы реализации проекта, провести конкурентный отбор по утвержденному порядку и затем нам бы хотелось, чтобы этот опыт был использован для усовершенствования системы публичных закупок.
Александр Трухин, народный депутат Украины, "Слуга народа"
На сегодняшний день - это один из основных проектов, который может быть реализован в Киеве. К сожалению, невозможно его реализовать ни силами и средствами города, ни Дорожного фонда "Укравтодора". Поэтому приходится иногда принимать сложные, непопулярные решения, и мы подходим к вопросам изменения в законодательстве, которые есть сейчас.
У нас есть ряд исключений в законодательстве, когда не работает система Prozorro. С помощью этой системы получилось сделать более эффективные закупки, сэкономить бюджетные средства, сделать более качественный отбор исполнителей. Но, как любая система, она требует исключений. Данный случай КОД мы, как парламентарии, считаем правильным, потому что на сегодня Prozorro позволяет сделать закупки только за бюджетные средства и не позволяет сделать отбор исполнителя с учетом таких критериев, как привлечение финансирования.
Максим Нефьодов, депутат Киевсовета; отвечал за создание системы Prozorro, работая в МЭРТ
Система Prozorro позволяет проводить закупки с учетом всех тех критериев, которые приводились. Они не имеют никакого отношения к самому процессу закупок, а имеют отношение исключительно к тендерной документации.
Могу допустить, что это делалось с благими намерениями, но, говоря о том, что для этого случая нужно исключение, это не так. И жаль, что не были проведены консультации с Минэкономики. В Украине уже есть случаи международных инфраструктурных проектов, которые заключаются на данных условиях. Например, польский кредит на реконструкцию пунктов пропуска и строительство дорог к ним.
Поэтому, это пример простого, но неправильного решения, которое создает большие "пиарно-политические" проблемы для любого международного участника, который зайдет в этот проект. Потому что они заходят не в комфортные для себя условия, а в условия, в которых они всегда будут получать обвинения. Мы как государство получили огромную дыру - сейчас ничего не мешает "Укравтодору" начать закупки ноутбуков с аргументацией о том, что на них будет проводиться работа по планированию этой дороги. Или же начать закупку машин с аргументацией того, что через три года они будут использованы для строительства. И, к сожалению, это решение не защищает сам "Укравтодор" с юридической точки зрения, потому что нет такого объекта, как КОД, есть шесть участков, мосты, реконструкции. И в дальнейшем будет сложно доказать правоохранительным органам, что это исключение на них распространяется.
Поэтому корректный способ решения этого вопроса - это отменить это исключение. В случае предоставления Украине финансирования, ратифицировать парламентом межгосударственное соглашение и двигаться путем, который уже был опробован в Украине. То, что предлагается сейчас, - это шаг назад с точки зрения прозрачности, отчетности и коррупции.
Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры Украины
Такой проект будет иметь сложные последствия не только для "Укравтодора" и МИУ, но и для политического руководства государства. Это, к сожалению, не быстрая победа, а наоборот. Будет большое поражение, если проект будет реализован таким путем. Этот проект физически невозможно будет завершить быстро. Срок его реализации от пяти лет.
Это удар по системе Prozorro и беспрецедентное вмешательство в публичные закупки. Этот просто поправка к закону и исключение КОД из системы Prozorro. Что будет дальше? Даже если компания, которую взяли для имиджевой поддержки этого проекта, качественно спроектирует эту дорогу, то строить они ее не смогут. Нужно будет искать другую компанию. Если вы возьмете международную, то поднимут голос наши компании. Если украинскую, то скажут, что вы были предвзяты.
КОД нужна, но когда мы берем на себя обязательство, что мы профинансируем ее на 85 млрд грн, то нужно понимать, что удорожание проекта будет минимум в полтора раза. На какой ресурс финансирования это будет возложено?
Тут есть несколько вариантов решения. Первое - идти по стандартной процедуре Prozorro. Строить участок за участком. Второе - подписать кредитное соглашение с МФО. Третье - подписание межправительственного соглашения, предварительно проведя отбор. Четвертое - государственная программа на пять лет.
Оксана Филатова, начальница управления собственности и государственных закупок, "Укравтодор"
Что касается реализации проекта, это не только проведение процедуры. То, что было принято Верховной Радой, дает возможность "Укравтодору" в дальнейшем сформировать наработки с учетом международных стандартов и норм.
Что касается технической возможности проведения процедуры через систему Prozorro таких видов контрактов, которые озвучивались, на сегодня невозможны. Потому что основным требованием является привлечение инвестиционного финансирования.
Это не будет прямой договор с какой-то заинтересованной компанией. Мы говорим о формировании нового нормативно-правового акта, в котором четко будет определен порядок квалификационных требований к подрядчику, который сможет нам в том числе предоставить инвестиции.
Читайте также Показательный опыт: Почему стоит равняться на проекты МФО в дорожной сфере