15 августа исполнился ровно месяц с того дня, когда в Киеве начали действовать новые тарифы на проезд в коммунальном транспорте. Возмущение киевлян и гостей города постепенно сходит на нет (ехать-то все равно нужно), а заполняемость вагонов метро в час-пик, если и уменьшилась, то разве что за счет разгара сезона отпусков. ЦТС попробовал выяснить, как метрополитен распоряжается деньгами пассажиров, на чем зарабатывает и на что тратится.
Согласно данным предприятия, до подорожания, при тарифе в 5 гривен за поездку, себестоимость одной поездки в метро составляла 4,53 грн. В то же время, с учетом льгот и системы скидок, получалось, что доход от единоразовой перевозки пассажира составлял всего 4,41 грн.
В "Киевском метрополитене" сетуют, что за прошлый год количество перевезенных льготников составило 26% всего пассажиропотока подземки, при этом величина возмещенных затрат на перевозку таких пассажиров составила лишь 82%. То есть, согласно данным коммунального предприятия, столичное метро на каждом этапе недополучало определенный процент затраченных средств.
Жетоны и карточки. Сколько метрополитен зарабатывает на пассажирах
Для того, чтобы понять, как менялась структура заработков метрополитена, мы обратились к коммунальному предприятию с просьбой предоставить данные о продаже проездных документов. Для сравнения мы выбрали 2017 год и первое полугодие 2018-го (до того, как начался ажиотаж с покупкой поездок накануне подорожания). Сразу отметим, что в КП нам ответили, что в своей отчетности не оперируют таким понятием, как "выручка", используя вместо него "доход".
Итак, за весь прошлый год киевский метрополитен, без учета льготников, перевез 370,7 млн пассажиров. За первые полгода 2018-го - 185,9 млн. Общий доход от платных перевозок пассажиров за прошлый год составил 1,5363 млрд грн, за первые полгода 2018-го - 861,8 млн грн.
Доход от платных перевозок пассажиров за 2017 год составил 1,5363 млрд грн, за первые полгода 2018-го - 861,8 млн грн.
Судя по статистике метрополитена, чаще всего пассажиры пользуются жетонами и талонами разовой поездки с QR-кодом (последние продаются пока только на станции Кловская). За 2017 год ими воспользовались 188,6 млн пассажиров, за первые 6 месяцев 2018 года - 85 млн. Напомним, что предыдущее подорожание проезда в метро имело место в июле 2017 года (с 4 до 5 грн), так что средняя стоимость проезда в метро при покупке жетона за прошлый год составила 4,4 грн, суммарно - 837,8 млн грн. На экваторе текущего года этот показатель составил 425,1 млн грн.
На втором месте по количеству оплаченных поездок - бесконтактные карточки. Они, кстати, набирают все большую популярность. За весь прошлый год ими воспользовались 113,5 млн раз, за первые 6 месяцев 2018 года - уже 75,6 млн. Большую часть из них составили проездные на количество поездок. Также в этот показатель входят проходы по банковским карточкам, которые пока не пользуются большой популярностью у пассажиров столичной подземки, из всех поездок по бесконтактным картам их используют примерно в 9% случаев.
Учитывая, что бесконтактная карточка позволяет приобрести большое количество поездок за раз и удешевить стоимость, в среднем за одну поездку с их использованием метрополитен в 2017 выручил 4,16 грн, в сумме это 554,8 млн грн. В 2018-м году средний доход от использования пассажирами бесконтактных карт составил 4,72 грн за поездку, вместе за 6 месяцев - 357,3 млн грн.
Проездными (на месяц или полмесяца) в прошлом году воспользовались 48,6 млн раз, в первом полугодии 2018-го - 25,3 млн. Они оказались самыми выгодными для пассажиров и, соответственно, наименее выгодными для подземки, ведь в 2017-м на одной поездке с использованием проездного метрополитен зарабатывал менее 3 грн, в первом полугодии этого года - 3,13 грн. В сумме доход составил за 2017 год 143,7 млн грн, за 6 месяцев 2018-го - 79,4 млн грн.
Указанные цифры говорят о том, что прошлогоднее подорожание проезда на 1 гривну не повлияло на пассажиропоток киевского метро, наоборот, он, как мы видим из динамики, растет. Кстати, метро украинской столицы стабильно входит в мировую двадцатку по величине пассажиропотока и загруженности. Какой будет динамика после недавнего повышения цены на проезд, в этот раз - в полтора раза? Узнаем уже в сентябре - именно тогда предприятие, как уточнили ЦТС, планирует свести статистику с момента подорожания. А пока киевляне используют последние поездки, купленные по прежнему тарифу, и сдают последние синие жетоны.
Ажиотаж на покупку поездок в метро по старой цене в последний деньперед подорожанием
Заработки и расходы. Почему метро работает в убыток
Всего за первые полгода 2018-го столичный метрополитен получил доход в размере 1,286 млрд грн, из них, доход от перевозки пассажиров - примерно две трети. Среди других статей доходов - предоставление площадей под аренду (9,9 млн грн), бесплатно полученные активы или амортизация (57,6 млн грн), другие работы и услуги (17,4 млн грн). Отдельным пунктом стоят "другие доходы", размер которых за полгода составил 113 млн грн. Но если вы думаете, что где-то в этих показателях "спрятались" доходы метро от продажи рекламных площадей, то спешим вас разочаровать: рекламой в подземке занимается отдельное предприятие - "Киевреклама", и, как рассказала советник руководителя КП Наталья Макогон, сам метрополитен от физического размещения коммерческой информации ничего не получает.
Киевский метрополитен в первом полугодии 2018 г. получил доход в размере 1,286 млрд грн, из них, доход от перевозки пассажиров - 861,8 млн грн.
Кроме собственных доходов, столичный метрополитен получает ассигнования из бюджета (за 6 месяцев 2018 года они составили 226,5 млн грн), компенсации за проезд льготников (207,1 млн грн), средства на выплату процентов по кредитам (19,4 млн грн).
Что касается кредитов, то, как известно, киевское метро задолжало более миллиарда гривен компании "Укррослизинг" за сотню вагонов, доставленных еще в 2009 году, и это - одна из причин повышения цены на проезд. Но не главная.
По словам представителей метро, основная статья затрат, на которую будут направлены средства, вырученные благодаря подорожанию, это зарплаты сотрудников. На предприятии жалуются, что у них - чудовищная текучка кадров, не говоря уже о том, что на 300 вакансий сотрудников найти не могут вообще.
45% всех затрат метрополитена - это зарплатный фонд.
"На предприятии работают специалисты около 350 профессий, из них 68% работников с вредными и особенно вредными условиями труда, 10% - постоянно работают ночью", - говорится в экономическом обосновании тарифов на проезд в метро КГГА. При этом средняя заработная плата по предприятию по состоянию на конец 2017 года - 10567 грн. Это примерно на 5% меньше, чем средняя зарплата по Киеву за прошлый год. В текущем году 45% всех затрат метрополитена - это именно зарплатный фонд.
Еще один важный момент - с прошлого года, согласно постановлению Кабмина, к КП "Киевский метрополитен" больше не применяется тариф на оплату электроэнергии, который применяется для населения (как было раньше). Таким образом в 2017 году затраты подземки на электроэнергию составляли 10% от всех затрат (407,5 млн грн), а в 2018-м, с учетом нового роста тарифов к концу года они достигнут 14% (490,3 млн грн).
В 2017 году затраты киевского метро на электроэнергию составляли 10% от всех затрат (407,5 млн грн), в 2018-м они достигнут 14%.
Кроме того, выросли в цене материалы, комплектующие и запчасти, необходимые для содержания и ремонта основных средств предприятия, сетуют в транспортном департаменте КГГА.
Впрочем, как говорят представители метрополитена, новые тарифы продиктованы не только текущими нуждами предприятия, но и планами на развитие - например, на энергосберегающие технологии и обустройство станций в соответствии с нуждами маломобильных людей.
Другие расходы, будь то строительство ветки на Виноградарь или установка информационных табло с отсчетом времени, должны быть покрыты городским бюджетом.
Читайте также "Работаем с самым плотным графиком в Европе", - интервью с начальником Киевского метрополитена