С первых дней войны Киевский метрополитен стал убежищем для многих горожан. В некоторые дни под землей укрывалось до 20 тыс. человек. На станциях проводили и проводят концерты и пресс-конференции. Сегодня, спустя почти три месяца, метрополитен постепенно возвращается к привычной работе, возобновляя плату за проезд и сокращая интервалы между движением поездов. О том, какие станции были наиболее загруженными в первые недели активных боевых действий, как организовывалось обеспечение продовольствием, сколько людей остается жить на станциях и каковы дальнейшие планы по развитию метрополитена, в интервью ЦТС рассказала Наталья Макогон, заместитель начальника Киевского метрополитена. 

64925324_10212203864011971_365427968006160384_n

Когда началась война, был ли готов метрополитен к тому, что станции станут убежищем для людей? 

Киевский метрополитен открылся в 1960 году. Это был период "Холодной войны", и над миром висела угроза ядерного удара. Поэтому метро еще в советское время строилось с расчетом на то, что там, возможно, придется укрываться людям. Все годы работы, метрополитен было объектом двойного назначения - транспорт и гражданская защита. Поэтому необходимая инфраструктура у нас поддерживалась в состоянии готовности. Все подземные станции могут работать как укрытие. Там есть доступ к воде и санузлам, вентиляция. 

Многие люди жили в метро в течение долгого периода. Как обеспечивалась поставка продовольствия? 

Что касается снабжения, то основной куратор этого процесса - КГГА. Мы работали с гуманитарным штабом, волонтерскими организациями, международными фондами, такими как Красный крест и UNICEF. Были также рестораны, которые поставляли еду. Это зависело от дня и количества людей, которые находились на станции. 

В первые недели в продовольствии была большая потребность, так как на станциях находилось до 20 тыс. человек каждый день. Когда была возможность, привозили поездами или доставляли автомобилями до входов в станции, потом разгружали и поставляли непосредственно к платформам. 

Сейчас на станциях остается около 100 людей.

276138919_343006891191259_5518996377783263075_n

Расскажите об этих людях.

Если мы говорим о сегодняшнем дне, то на станциях остаются люди, у которых действительно не осталось дома, или те, кто приехал из других регионов. Также есть бездомные, которые раньше жили на улицах. 

Мы работаем по этому вопросу совместно с департаментом социальной политики КГГА. Ко всем людям приходили сотрудники, которые предоставляли нужную информацию о том, где в Киеве есть места временного проживания, как оформить материальную помощь. Также работают психологи.

Метрополитен - это надежное укрытие, но он не предусмотрен для проживания. Людям нужна элементарная санитария - принять душ, переодеться, постирать вещи и т.д. 

В период активных боевых действия какие станции были наиболее заполненными? 

Наиболее заполненными были станции в спальных районах: Позняки, Осокорки, Оболонь, Минская, Героев Днепра. Там большие жилые массивы и люди могли добраться до станции за 10-15 минут. Из центральных - Льва Толстого, Политехнический институт. Также постоянно была заполнена Вокзальная. Там, как правило, находились люди, которые планировали эвакуироваться на поездах "Укрзализныци". 

Сейчас мы продолжаем выполнять функцию укрытия. К сожалению, воздушные тревоги бывают почти каждый день. 

Люди обустраивались и жили в метро - приносили матрасы, палатки и т.д. Расскажите об этом. 

Да, на станциях люди фактически жили, обустраивали свой быт и спальные места. На улицу выходили только посмотреть на небо и подышать воздухом, когда была такая возможность. Многие брали с собой домашних животных - собак, котов, попугаев, и мы искали варианты, чтобы обеспечить и их пребывание на станциях. Были люди с инвалидностью и много детей. 

Старались сделать так, чтобы для всех пребывание было максимально комфортным, насколько это возможно в таких условиях. Поэтому мы организовывали на станциях показы кино, были компании аниматоров, которые приходили к детям, украинские исполнители устраивали акустические выступления. Также мы сотрудничали с первой психологической помощью города. Они приходили на станции и работали со взрослыми людьми, так как состояние у всех было разное. 

279866991_665101877926061_5695875067495086629_n

Основная функция метрополитена - это все же обеспечение перевозок. С какого периода вы начали возобновлять график движения и как сегодня оцениваете пассажиропоток? 

Как только ситуация условно стабилизировалась, мы возобновили перевозки. Работали не на всех участках, интервал был 1 поезд в час. Постепенно сокращали интервалы, потом открыли наземный участок. 

С сегодняшнего дня (16 мая) интервалы будут по 5-7 минут в пиковое время. Также сегодня, по решению Киевсовета, возобновляется оплата за проезд.

Видим также, что пассажиропоток усиливается, люди возвращаются в Киев. Конечно, он в разы меньше, чем раньше, но показатели динамично меняются. До войны ежедневно метрополитеном пользовался 1 миллион пассажиров, а до пандемии 1,5 млн людей. 

В то время, когда метрополитен работал больше как укрытие, была ли возможность провести ремонты инфраструктуры? 

Невозможно проводить ремонт, когда основная задача укрывать население и на станциях 24/7 находятся люди. Поэтому проводились только регламентные работы, необходимые для ежедневного функционирования. 

Какое количество средств было недополучено и сколько сейчас выделяется городом на работу метрополитена? 

С начала войны оплата за проезд была отменена. Город поддерживает нас из бюджета. Но речь только о самых важных статьях расходов - заработная плата и коммунальные услуги. Что касается недополученных доходов, то пока длится военное положение и пока метро работает в особом режиме, их считать преждевременно. 

Были ли сокращения персонала и заработной платы?

Сокращение штата не проводилось. Сегодня каждому человеку важно сохранить его рабочее место. У части людей не было возможности доехать до рабочих мест, так как многие проживают в пригороде. Поэтому первые недели работу метрополитена обеспечивало около 3 тыс. человек, при том, что в мирное время в нашем ежедневном графике это делали 8 тыс. человек. Фактически они работали без выходных, многим людям приходилось забирать своих детей к себе на работу на станции, чтобы они там жили и тоже были в безопасности. 

Сейчас мы уже начали возобновлять более интенсивное движение, и соответственно привлекаем больше специалистов к работе, плюс разблокировано транспортное сообщение с городом и сотрудникам проще добраться до работы. Стараемся сохранить коллектив и постепенно возвращаемся к более и более интенсивным перевозкам. Еще до войны у нас в штате было более 300 незакрытых вакансий, так как заработная плата не очень высокая. Новых сотрудников сейчас не набираем. 

278570090_3167513470162713_3505074367335712240_n

Какие дальнейшие планы? Ведете ли переговоры с международными фондами о привлечении средств на развитие? 

Видим наше будущее европейским, а это значит техническое переоснащение нашего метрополитена. Перед войной на уровне города шло утверждение двух важных для нас проектов - закупки новых вагонов за деньги ЕБРР и ЕИБ. 

10 мая нас приняли в Международную ассоциацию общественного транспорта. Это организация, которая объединяет 1900 участников со всего мира и имеет представительства в 15 странах. Мы готовы к инвестиционным и донорским проектам. 

А что насчет строительства новых станций, в частности, в направлении Виноградаря? 

Во время военного положения проводить ремонтные работы по станциям метро невозможно, так как это стратегическая инфраструктура и есть ограничения. На момент начала войны уже был завершен один тоннель будущей станции, как раз проводилась подготовка к строительству второго тоннеля. Будущие станции "Мостицкая" и "Проспект Правды" подземные, а соответственно, тоже смогут выполнять функцию укрытия. 

Некоторые станции было решено переименовать. Когда это произойдет? 

Мы провели открытый онлайн сбор предложений и рейтингование. В этих этапах приняло участие почти 190 тыс. людей. Результаты мы направили в Киевсовет, как это предусмотрено. 14 мая Киевсовет принял решение продлить рейтингование до 19 июня в приложении "Киев цифровой", а также привлечь специалистов для продолжения работы по дерусификации. Кроме станция метро процесс охватывает название улиц, площадей и других объектов в городе.