"Сегодняшняя грузовая база на Дунае находится на более низком уровне, чем даже во время кризиса рубежа 2008 – 2009 годов. В сравнении с 2010 годом перевозки экспорта флотом Украинского Дунайского пароходства снизились в четыре раза", - рассказывает и.о. заместителя председателя Правления по эксплуатации флота УДП Владимир Запорожан.
Причина такого падения кроется в переформатировании логистики доставки железной руды на меткомбинат Voest Alpine (Линц, Австрия), закрытии Смедеревского металлургического комбината в Сербии с потерей около 1,5 – 2,0 млн. тонн сырья, а также фактическом прекращении доменного производства на меткомбинате Arcelor Mittal в румынском Галаце. Также отмечается снижение производства на комбинатах ИСД Дунаферр и Дунауйварош. Ко всему этому в текущем году прибавилось снижение перевозок зерновых из-за неурожая в Венгрии и Сербии.
Свое воздействие оказали также застой экономики в связи со второй волной мирового экономического кризиса, повлиявшей на торговлю и как следствие – на объемы перевозок. На этом фоне тарифная политика Украины делает перевозки по Дунаю через порт Измаил неконкурентоспособной в сравнении с другими схемами доставки грузов. Некоторые собственники грузопотоков уже отреагировали, переведя грузы в другие порты. Так, например, перевозка части окатышей Полтавского ГОКа (контролирует Ferrexpo Константина Жеваго) проводится по схеме "Комсомольск – порт Южный (ТИС) – Констанца – Линц" вместо традиционной "Комсомольск – Измаил – Линц". Через Констанцу пошли также российские удобрения и уголь компании "Мечел". Украинские и российские удобрения следуют по железной дороге через западную границу Украины.
Сегодня переработка грузов в порту Измаил в два раза дороже, чем в Констанце, и в три – чем в Галаце.
Вследствие этого прибыль теряет как порт Измаил, так и Украинское Дунайское пароходство. Председатель правления ЧАО "Украинское Дунайское пароходство" Александр Долгов считает, что следует говорить не просто о второй волне кризиса, а о жесточайшем финансовом кризисе, который накрыл практически всю Европу. Продажа автомобилей по разным странам снижена от 16% в Германии до 43% в Греции, в остальных странах процент падения составляет от 25 до 36 процентов. Заводы "Пежо-Ситроен" закрываются, тысячи рабочих увольняются. Заводы ArcelorMittal во Франции остановили производство, обсуждается вопрос продажи меткомбинатов французскому правительству за один евро. Полностью парализована вся торговля. В настоящее время на элеваторах в Констанце хранится около 800 тысяч тонн зерна, отгрузка которого не производится ввиду отсутствия продаж. Украинский комбинат "Азовсталь" практически прекратил экспортные операции в связи с резким падением спроса на продукцию.
"Все это усугубляется тарифной политикой, проводимой в Украине. Сегодня переработка грузов в порту Измаил в два раза дороже, чем в Констанце, и в три – чем в Галаце. Для того, чтобы сделать порт привлекательным, а, следовательно, оживить и деятельность УДП, необходимо в первую очередь снизить аккордные ставки. Материалы находятся на рассмотрении в Министерстве инфраструктуры, и по ним будут приняты решения в течение недели, максимум – десяти дней", - рассказывает Александр Долгов.
Второе и самое главное, по мнению руководства УДП, - необходимо быстро и решительно снизить железнодорожные тарифы на дунайском направлении. Процент снижения должен быть по видам груза – от 10 до 25 процентов. Это позволит привлечь дополнительные высокотарифные грузопотоки, такие как российские удобрения, металлопродукция, алчевские слябы производства Индустриального союза Донбасса, на дунайское направление. "На сегодняшний день мы проигрываем по сравнению с доставкой железной дорогой продукции металлургических комбинатов в Европу порядка трех долларов", - рассказывает Александр Долгов.