Горнорудная компания Ferrexpo (контролирует Полтавский ГОК) доставляет руду на ключевой для себя европейский рынок двумя основными путями: железной дорогой через западную границу, а также баржами по Дунаю. Последнее направление в компании считают наиболее перспективным, и Константин Жеваго предпринял значительные усилия, чтобы укрепить на этой реке свои позиции. Миллиардер долго боролся за контроль над Дунайским пароходством, но безуспешно. Не дождавшись приватизации этой госкомпании, предприниматель решил вложиться в приобретение крупного австрийского перевозчика Helogistics Holdings GmbH.
Но главное звено в логистической цепочке Ferrexpo на Дунае - это Измаильский порт. Здесь у Константина Жеваго дела шли хорошо. Полтавский ГОК обеспечивал до 70% грузоперевалки порта, а возглавлял предприятие много лет близкий к бизнесмену Валентин Котельный.
В распоряжении Helogistics Holdings GmbH находится 253 судна. Такая вертикальная интеграция, при использовании мощностей Измаильского порта, позволяет экономить до 20 млн долларов в год только на логистике. Транспортировка руды железной дорогой в Измаил, а затем Дунаем выгодна также потому, что не предусматривает смену колес из-за разницы в стандартах колеи и, к тому же, позволяет быстрее возвращать подвижной состав на ГОК. Финансовые показатели еще улучшатся, если Ferrexpo удастся построить терминал для перевалки железных окатышей с речных барж на поезда в Австрии. Компания сообщила, что земельный участок под этот проект уже приобретен.
Впрочем, в июле нынешнего года лояльный к Жеваго Котельный был отправлен в отставку, а директором порта назначили Юрия Фуртатова. Несмотря на то, что ряд СМИ по инерции называют его креатурой собственника Ferrexpo, вряд ли, Жеваго в нынешней политической ситуации сохранил возможность такого лоббирования. По источникам ЦТС Юрий Фуртатов с попавшим под пресс властей миллиардером никак не связан.
Отсутствие гарантий бесперебойной перевалки груза через Измаил может подтолкнуть предпринимателя к поискам альтернативных решений.
Юрий Фуртатов в одном из интервью сообщил, что Полтавский ГОК с будущего года планирует возобновить грузооборот в порту в полном объеме - 3 миллиона тонн окатышей в год. Однако отсутствие гарантий бесперебойной перевалки груза через Измаил может подтолкнуть предпринимателя к поискам альтернативных решений. Такими решениями может стать транспортировка руды судами река-море прямо из Комсомольска Днепром, либо же строительство собственного терминала в одном из портов украинской части Дуная.
Менеджер Ferrexpo по работе с инвесторами и коммуникациям Ингрид МакМэхон рассказывает, что сейчас из порта Измаил баржами транспортируется от 750 тыс. до 1 млн тонн продукции. "В тоже время у компании есть возможность доставлять окатыши с месторождений в порты по Днепру", - подчеркивает она. Перевозить руду судами река-море по Днепру может "Укрречфлот", но он принадлежит Константину Григоришину, а поэтому договориться будет непросто. Ведь вначале года начальник управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской областной государственной администрации Александр Илько заявил, что "Укрречфлот" пытается захватить Измаильский порт - в то время главную крепость Жеваго на Дунае.
Неопределенность перспектив по речным перевозкам заставляет Ferrexpo наращивать собственный парк вагонов. Благо, Коснтантин Жеваго контролирует Стахановский вагоностроительный завод, а поэтому увеличение подвижного состава для группы не является проблемой. В компании рассказывают, что в настоящий момент у них более тысяч собственных ж/д вагонов. "В течение следующих трех-четырех месяцев мы покупаем еще 300 штук. Это позволит нам транспортировать до 600 тыс. тонн окатышей в месяц или 7 млн тонн в год (около 70% продаж)", - объясняет Ингрид МакМэхон. Но риски существуют, поскольку предприниматель потерял возможность влияния на "Укрзализныцю", а длинный маршрут транспортировки к западной границе делает его уязвимым от тарифной политики госмонополиста.
В ближайшее время для Константина Жеваго более болезненным будет вопрос: не как произвести продукцию, а как ее доставить потребителям с наименьшими затратами и рисками. А поэтому значительную часть той высокой прибыли, которую генерирует Ferrexpo, ему придется вкладывать в собственные инфраструктурные проекты.