Четыре года тому назад здесь росла степная трава и кусты - теперь это лунный пейзаж. Здесь работает самая мощная спецтехника в стране: десять 220-тонных "катерпиллеров" ежедневно по серпантинам вывозят из карьера грунтовые породы и строят настоящую гору из глины. Один из топов Еристовского ГОКа Юрий Химич стоит на смотровой площадке и всматривается вдаль. Там на глубине 40-50 метров работает огромный экскаватор размером с трехэтажный дом. Обычные трактора и автомобили выглядят возле него маленькими точками. "Еще метров 30 и мы дойдем до первой рудоносной породы, думаю, это случится к концу года ", - делится расчетами он.
Еристовский ГОК станет первым на территории СНГ, построенным после развала СССР. На реализацию проекта компания запланировала общий объем капитальных вложений более 750 миллионов долларов, с которых уже потрачено 150 млн. По расчетам Ferrexpo запуск Еристовского ГОКа сделает компанию самым крупным экспортером СНГ - в будущем планируется довести добычу руды здесь до 20 млн тонн в год.
"В 2013 году мы планируем начать строительство обогатительной фабрики уже на самом Еристовском месторождении. Сейчас идут проектные работы, которые, как мы ожидаем, пройдут экспертизу до конца года. В октябре этот вопрос рассмотрит собрание совета директоров Ferrexpo", - рассказывает и. о. гендиректора Еристовского ГОКа Николай Горошко. Стоимость строительства фабрики мощностью 10 млн т концентрата в год оценивается, по его словам, в 750-800 миллионов долларов.
Константин Жеваго прилетел на Еристовское месторождение в сопровождении посла США Джона Теффта вертолетом. Оба в касках, оранжевых жилетах и защитных темных очках. Теффт, несмотря на свой далеко не молодой возраст, довольно проворно вскарабкался на 30-метровый экскаватор, где без лишних глаз пообщался с рабочими. Его визит был обусловлен тем, что закупка техники осуществилась по схеме предэкспортного финансирования банком US Ex-Im.
К тому же на территории Еристовского ГОКа строится первый и единственный в СНГ лицензированный центр по ремонтному обслуживанию техники Caterpillar. Учитывая, что теперь на логистику по ремонту монстров-самосвалов Жеваго не придется тратить ни цента - это очень выгодно для Ferrexpo. "Если бы Украина была в Таможенном союзе, то закупать американские самосвалы было бы тяжелее из-за пошлин. Тогда, может быть, мы и подумали о "Белазах", а так и думать нечего", - рассказывают на ГОКе.
"Вот эта штука, - Константин Жеваго посмотрел вверх и протянул руку в направлении ярко-желтого американского экскаватора, - без НДС и доставки стоит больше 10 млн долларов - 12-14 млн долл., в зависимости от опций. Плюс НДС, расходы, распаковка, сборка - это все приближается к 20 миллионам. Но при этом она дает самую дешевую себестоимость, тонны руды на так называемый тонно-километр. Он сам по себе стоит огромных денег, но дает самую экономичную, самую конкурентоспособную руду".
Самая большая автомойка в Украине тоже находится здесь - на Еристовском ГОКе. "Если большие мальчики получают большие машинки, то и мойка должна быть большой", - шутит Главный операционный директор Ferrexpo Брайан Мейнард. "Катерпиллеры" здесь моют с помощью пожарных брандспойтов под большим давлением.
Для парадного фото, Константин Жеваго и Джонн Теффт пробираются в огромный ковш экскаватора. Звуки затворов фотоапаратов, лучезарные улыбки и энергичные рукопожатия. Еще десять минут - и лексусы с мигалками увозят гостей. Время - деньги, рудокопы знают это как никто. На самосвале Caterpillar 7930 заводят мотор, 2150 "лошадок" немного подпрыгивают на своих огромных колесах и отправляются вниз по серпантину за очередной порцией глины.