После нескольких побед в борьбе за украинские вагоностроительные заводы, российский капитал получил первое поражение. Чешский суд, рассматривавший банкротство завода Kutna Hora - одного из крупнейших поставщиков вагонного литья в Украину - утвердил план санации, предложенный компанией Integrated Rail-Casting, связанной с бизнесменом Константином Жеваго. Предложение Rail Group, представляющей россиян, было отклонено.

"Основная цель Константина Жеваго в этой покупке - повысить стрессоустойчивость своего вагоностроительного бизнеса", - отмечает аналитик "Арт Капитал" Олег Иванец. Ведь этот завод стал крупнейшим поставщиком вагонного литься на украинские предприятия после того, как Российские железные дороги лишили лицензии Кременчугский сталелитейный завод. С помощью нового приобретения украинский бизнесмен, по оценкам аналитиков, сможет обеспечить свое предприятие на 80-90%.

Вряд ли это событие можно воспринимать как начало реванша украинцев. Чешские госструктуры давно благосклонны к команде блока Юлии Тимошенко: с ними дружны экс-министр экономики Богдан Данилишин и экс-владелец Korlea Invest Василий Данылив. А вот на украинской территории у КрСЗ облегчения не предвидится, и россияне продолжат попытки купить и его, и потребляющие его продукцию вагоностроительные заводы.

Вертикальная цепочка Kutna Hora занимает важное место в металлургической производственной цепочке Константина Жеваго, которую он начал строить в середине 2000-х годов: руда - сталь - литье и прокат - машиностроение. "Наши машиностроительные предприятия - Бердичевский машзавод, Стахановский вагонзавод, "Автокраз", завод "Залив" и другие - потребляют много импортного металла. Нам необходимо обеспечить их своим сырьем», - рассказывает один из представителей группы "Финансы и Кредит". Тем более что в ее состав входит один из крупнейших в Восточной Европе производителей железной руды - Полтавский ГОК.

Жеваго и Нусенкис рискуют потерять Сербию

Вот только некому произвести из нее сталь, из которой потом бы получилось литье на Kutna Hora и прокат на других предприятиях группы: заводе Vorsklasteel Denmark и будущем венгерском комбинате Vorskla Steel KFT, проект строительства которого бизнесмен приостановил в 2008 и возобновил в прошлом году. По докризисным планам, обеспечить их сталью должен был электрометаллургический завод "Ворскла сталь", сооружение которого началось в Комсомольске Полтавской области. Однако этот проект после кризиса реанимирован не был: ведь к власти в Украине как раз пришла новая команда, на предприятиях группы начались обыски, и в таких условиях инвестиции были отложены на неопределенное время.

Заменить металлургическое звено бизнесмен мог бы, перерабатывая свою руду на европейских меткомбинатах по давальческой схеме: он уже использовал ее в 2008 году для загрузки простаивавшего тогда болгарского завода "Кремиковци", который намеревался купить, но в результате вынужден был уступить его российским инвесторам. Правда теперь источники, близкие к группе, уверяют, что теперь Ferrexpo не использует давальческих схем, а для производства стальных полуфабрикатов все же надеется запустить производство в Украине. Однако ясно, что при дальнейшем усилении политических рисков подобная схема не может быть исключена.

Порты Жеваго: осада на Дунае


Не успеют Впрочем, если бы речь шла только о вагоностроении, то Константину Жеваго даже не было бы смысла в авральном темпе строить меткомбинаты, чтобы обеспечить отрасль собственным прокатом. Ведь, по оценкам транспортников, пиковый спрос на вагоны для "советской" ширины колеи наблюдается именно сейчас, когда РЖД, "Укрзализныця" и "Казахстан темир жолы" наверстывают пропущенные сроки обновления подвижного состава. Через 3-5 лет ожидается существенное падение спроса и в этом сегменте. Например, тому же Kutna Hora стоит научиться производить литье и для других сегментов, например, вагонов для европейской колеи. Спрос на его продукцию в этот период могла бы обеспечить покупка группой вагоностроительного завода в Европе. Однако сделать это трудно, отмечают аналитики, поскольку на этом рынке существует давно устоявшийся круг игроков, и новичков там принимают с неохотой.