В начале марта правительство Сербии приняло решение возобновить работу металлургического комбината Zelezara Smederevo (ZS), который до остановки формировал около 1% ВВП страны. Пока речь идет о запуске только одной доменной печи, на что потребуется 20 млн евро. Для введения меткомбината в эксплуатацию, обеспечения его ритмичной работы и дальнейшего развития, сербским властям необходимо решить три задачи. Во-первых, выбрать поставщиков сырья, которые смогли бы снабжать предприятие рудой и коксом на оптимальных для него условиях. Во-вторых, найти в условиях неблагоприятной конъюнктуры устойчивые каналы сбыта готовой продукции. И, наконец, в-третьих, привлечь стратегического инвестора, который смог бы вывести ZS на новый уровень.
В настоящее время правительство Сербии начало переговоры о поставках сырья с несколькими украинскими компаниями – с "Метинвестом" Рината Ахметова, "Донецксталью" Виктора Нусенкиса, а также – с представляющей интересы корпорации "Индустриальный союз Донбасса" швейцарской Duferco SA. Не стоит сбрасывать со счетов также Ferrexpo Константина Жеваго, которая является традиционным поставщиком руды на это предприятие и имеет подготовленную для этого инфраструктуру.
Сомнительный актив Одна из особенностей ZS заключается в том, что меткомбинат был построен в расчете на сырье, произведенное в Российской империи, и впоследствии зависел от поставок ЖРС и кокса из СССР, а потом – из Украины и России. Его транспортировка осуществлялась через Измаил баржами по Дунаю. "Наряду с этим, в свои лучшие годы постсоветского периода предприятие обеспечивало 40% общего объема перевозок сербской железной дороги", – отмечает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. При полной загрузке мощностей Zelezara Smederevo могло бы выпускать 2,2-2,4 млн. тонн металлопродукции в год.
В январе прошлого года U.S. Steel продала ZS правительству Сербии за символическую цену в 1 доллар. Три месяца спустя – в апреле – сербские власти объявили первый тендер на продажу 75% уставного фонда компании. Согласно его условиям, потенциальный претендент должен был обладать собственной сырьевой и производственной базой – добывать руду, производить кокс и ферросплавы, а также – выпускать чугун и сталь. При этом его доход по итогам 2011 года должен был составлять не менее 1 млрд. евро, а общая стоимость бизнеса – не менее 1,5 млрд. евро.
Меткомбинат был построен в расчете на сырье, произведенное в Российской империи
На момент объявления тендера сербские власти оценивали активы ZS в 250 млн. долларов. При этом члены правительства Сербии подчеркивали, что предприятие не имеет ни динара непогашенной задолженности. Что вселяло в них уверенность, что уже в течение года им удастся привлечь инвестора, который не только предложит оптимальную цену за этот актив, но и полноценную инвестиционную программу, а также – предоставит гарантии долгосрочного развития меткомбината.
Действительно, объект сразу же вызвал интерес целого ряда представителей профильного бизнеса. В частности, по данным некоторых СМИ к ZS присматривался холдинг "Метинвест" Рината Ахметова. Однако заявки на участие в первом тендере подали "Донецксталь", второй по величине производитель меди в России, объединяющий более 40 предприятий, – Уральская горно-металлургическая компания, и входящая в российский холдинг United Group люксембургская United Pilsen S.A. Тем не менее, тендер закончился безрезультатно.
Второй был объявлен полгода спустя – в октябре. Незадолго до этого премьер-министр Сербии Ивица Дачич заявил о том, что заинтересованность в ZS проявил крупный российский инвестор и стороны близки к заключению сделки. На сей раз, сербские власти готовы были отдать 70-80% уставного фонда компании в обмен на 100 млн. евро инвестиций. Вскоре о факте переговоров с правительством Сербии относительно приобретения ZS сообщили представители российского НПК "Уралвагонзавод". Однако и эта попытка пристроить меткомбинат успехом не увенчалась.
"Прежде всего, дело в том, что качество этого актива и его перспективы весьма сомнительны. Так, предприятие расположено очень далеко от источников сырья. Его материальная база изрядно устарела. При этом оно ориентировано на производство черного проката, но не способно конкурировать в этом сегменте с такими мировыми гигантами, как Китай. А потому – инвестирование в этот объект, а тем более в условиях кризиса, дело весьма рискованное", – поясняет г-н Куксин. "Наряду с этим, требования, которые сербская сторона выдвинула потенциальному покупателю, были слишком большими и в нынешней кризисной ситуации крайне обременительными", – добавляет старший аналитик ИГ АРТ-КАПИТАЛ Дмитрий Ленда.
Выбор поставщика сырья По данным экспертов, в случае, если власти Сербии решат ограничиться запуском одной домны, меткомбинат будет производить примерно 1,2-1,4 млн. тонн проката в год. Тогда ему понадобится как минимум 0,3-0,4 млн. тонн млн. тонн кокса и от 1,5 до 3 млн. тонн ЖРС, в зависимости от его качества. "Если же предприятие будет работать на полную мощность, ему потребуется более 3 млн. тонн агломерата или окатышей в год", – полагает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.
При этом, как подчеркивает Александр Куксин, в силу удаленности предприятия от источников сырья, ему было бы выгоднее закупать руду с максимальным содержанием железа, например 50-70-процентный красный или магнитный железняк. "В таком случае объемы потребления ЖРС существенно сократились бы, а значит, перевозя меньшее его количество, меткомбинат мог бы существенно экономить на транспортировке", – поясняет г-н Куксин. В то же время он не исключает, что потенциальные поставщики руды низкого качества смогут предложить ему такую цену, которая компенсирует затраты на большие объемы перевозок.
Напомним, что до его остановки, ZS работал на окатышах, главным поставщиком которых являлась компания Ferrexpo Константина Жеваго. Так, в 2009-2010 годах, когда предприятие работало на полную мощность, объемы ее поставок достигали 2-3 млн. тонн в год, а после остановки одной из домен и до IV квартала 2011 года они составляли 1,2 млн. тонн. При этом Ferrexpo обладает оптимальными возможностями для доставки сырья на меткомбинат. Так, с 2010 года в ее распоряжении австрийская транспортная компания Helogistics Holdings GmbH, специализирующаяся как раз на перевозках грузов по Дунаю от Измаила до Линца и владеющая 110 баржами.
Таким образом, если сербские власти отдадут предпочтение прежнему поставщику ЖРС, им, скорее всего, придется иметь дело и с прежними поставщиками кокса – группой Evraz и/или "Донецксталь". И, как отмечают аналитики, учитывая жесткую конкурентную борьбу, которую "Донецкстали" приходится вести с российскими угольщиками, она наверняка окажется более сговорчивой, чем Evraz, при решении ценового вопроса.
"Наиболее вероятным поставщиком ЖРС на меткомбинат выглядит, конечно же, "Метинвест", а кокса – "Донецксталь", поскольку обе эти группы обладают существенным профицитом соответствующих видов сырья. В условиях слабеющего спроса на металлургическое сырье на мировом рынке, обе эти компании наверняка будут заинтересованы в появлении крупного покупателя. Однако его платежеспособность пока находится под вопросом, ведь неизвестно, когда может быть оплачена отгруженная продукция и произойдет ли это вообще", – отмечает г-н Тополюк.
В свою очередь, г-н Куксин считает, что сербское правительство предпочтет иметь дело с одним поставщиком. "Договоренность об оптовых закупках обоих видов сырья позволит максимально снизить его стоимость и получить наиболее выгодные условия доставки", – поясняет он. И, в таком случае, единственно возможным претендентом на эту роль окажется "Метинвест".
Читайте также материал ЦТС Жеваго и Нусенкис рискуют потерять Сербию