23 августа железнодорожный оператор российской НПК «Уралвагонзавод (УВЗ)» – ООО «УВЗ-Логистик» – заключил предварительный договор о покупке принадлежащих украинскому бизнесмену Виктору Нусенкису ООО «Угольная компания (УК) «Заречная» и ООО «Юргинский машиностроительный завод (ЮМЗ)». По словам генерального директора ООО «УВЗ-Логистик» Дмитрия Еремеева, сделка будет закрыта через полтора месяца. При этом, по ее условиям, г-ну Нусенкису будет предоставлен 5-летний опцион на выкуп 25% уставного фонда преобразованного таким образом «УВЗ-Логистик».

То есть, если планы «УВЗ-Логистик» по приобретению этих активов и развитию собственного бизнеса будут реализованы, она превратится в вертикально-интегрированную компанию, объединяющую добычу и транспортировку угля, а также обладающую собственной вагоностроительной базой. И, как считает старший аналитик ИГ «АРТ-КАПИТАЛ» Алексей Андрейченко, в случае, если бизнес «УВЗ-Логистик» окажется успешным и перспективным, г-н Нусенкис вполне может воспользоваться предоставленным ему опционом. Миллиардер сможет получить гарантированную защиту оспариваемого актива, временно отойти от убыточного бизнеса и, если он впоследствии окажется успешным и перспективным, стать крупным совладельцем компании с полным циклом грузоперевозки.

Читайте также: Ближе к Путину: что принесет Нусенкису союз с "Уралвагонзаводом"

Оптимальный вариант Напомним, что в состав УК «Заречная» входят, прежде всего, три действующие и три строящиеся шахты в Кузбассе, а также обогатительная фабрика «Спутник». Ее объем добычи в минувшем году достиг 9,8 млн. тонн. При этом, по стандартам JORC, на начало декабря прошлого года объем доказанных и вероятных угольных запасов «Заречной» составил почти 275 млн. тонн. И это значит, что, как подчеркивают эксперты, компания имеет большой потенциал роста объемов ежегодной добычи. Примерно 90% собственной продукции «Заречная» экспортирует в дальнее зарубежье, в основном – в страны Западной Европы. А потому вторым входящим в ее состав стратегическим активом является 50% уставного фонда латышского угольного терминала Baltic Coal Terminal, мощность которого сейчас составляет 6 млн. тонн угля в год, но, согласно планам, в ближайшее время будет увеличена до 10,5 млн. тонн. Как бы то ни было, но вследствие неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка угля, прошлый год компания закончила с убытком в размере 702 млн. руб. при консолидированной выручке в размере 26 млрд руб.

Что касается НПК «УВЗ», в состав которой входит 25 предприятий, то она специализируется на разработке и выпуске ж/д вагонов, дорожно-строительных машин и военной техники. При этом на сегодня корпорация является самым крупным производителем вагонной продукции в СНГ, а доля продукции военного профиля в общем объеме не превышает 50%. Ее дочерняя компания – ООО «УВЗ-Логистик» была создана в 2010 году и до недавнего времени специализировалась на ж/д перевозках нефти и нефтепродуктов, а также предоставлении вагонов в аренду. Однако с 2012 года начала проявлять интерес к транспортировке угля, доля которого на российском рынке грузовых ж/д перевозок составляет 24%.

В феврале этого года, когда судебная тяжба между экс-партнерами по бизнесу – Виктором Нусенкисом и оспаривающим у него право на половину активов Геннадием Васильевым – достигла пика, УК «Заречная» и УВЗ сообщили о том, что приступили к созданию совместного предприятия. А в середине мая «Заречная» заключила с «УВЗ-Логистик» 10-летний контракт на перевозку 100% собственных грузов. В результате парк вагонов «УВЗ-Логистик» был увеличен почти до 16 тыс. единиц, из которых более 6,5 тыс. – цистерны, а более 9 тыс. – полувагоны. В этот же период «УВЗ-Логистик» объявила о планах к 2017-1018 годам расширить свой вагонопарк до 35-60 тыс. единиц.

Как бы то ни было, но теперь заместитель председателя правления ООО «УК «Заречная» Дмитрий Богданов заявил, что в ходе переговоров вариант создания СП рассматривался как один из возможных. При этом он отметил, что главными причинами, которые подтолкнули руководство компании к принятию решения о стратегическом партнерстве с «УВЗ-Логистик» стали неуклонное снижение цен на уголь и постоянный рост затрат на его транспортировку в страны Евросоюза. В свою очередь г-н Еремеев подчеркнул, что руководство «УВЗ-Логистик» предпочло вариант покупки «Заречной», поскольку его стратегической целью является создание компании с полным циклом грузоперевозки.

«Действительно, г-н Нусенкис мог отказаться от варианта создания СП в силу того, что, с его точки зрения, перспективы угольного бизнеса ухудшились, в частности – в связи с надвигающейся стагнацией экономик развивающихся стран, включая Россию и Китай. А потому, он мог принять решение временно ограничить свое участие в нем таким образом, чтобы иметь возможность окончательно определиться позднее. Кроме того, он мог прийти к выводу, что продажа «Заречной» с последующим опционом на выкуп является более эффективным способом защиты собственности в конфликте с г-ном Васильевым. Ведь после сделки тому придется вести тяжбу с УВЗ, который окажется добросовестным покупателем, да еще и имеющим поддержку у российской власти», – предполагает г-н Андрейченко.

Большие ожидания На сегодня руководство «УВЗ-логистик» уже обнародовало планы как по развитию «Заречной», так и по росту масштабов собственного бизнеса. Так, по словам г-на Еремеева, в ближайшие годы объем добычи угля на шахтах компании будет увеличен в 2-3 раза – до 20-30 млн. тонн в год. По мнению аналитика «ЦТС-Консалтинг» Андрея Исаева, данная цель вполне реальна и может быть достигнута в течение 7-15 лет. «Дело в том, что в состав «Заречной» входят три строящиеся шахты, некоторые из действующих находятся в состоянии модернизации, которая предполагает увеличение объемов добычи. В частности, уже в 2016 году будет введена в эксплуатацию шахта на участке «Серафимовский», а в 2020 году она заработает на полную мощность – 8 млн. тонн угля в год. И подобных проектов в УК – несколько», – поясняет эксперт.

В «УВЗ-Логистик» предполагают, что синергетический эффект объединения добывающего бизнеса с транспортным позволит компании существенно снизить долю затрат на перевозки в себестоимости угля.

Наряду с этим, топ-менеджмент «УВЗ-Логистик» рассчитывает на то, что, опираясь на гарантированную грузовую базу до 30 млн. тонн угля в год, компании будет проще реализовать собственную стратегию по увеличению размера вагонопарка до 60 тыс. единиц. «Только благодаря грузам «Заречной» компания уже к 2018 году сможет расширить парк своих полувагонов до 50 тыс. единиц», – подчеркнул г-н Еремеев. Между тем, эксперты уверены, что данный показатель крайне завышен. «В среднем по отрасли на 1 полувагон приходится около 1,2 тыс. тонн груза в год. Это значит, что для обеспечения транспортировки 10 млн. тонн угля необходимо около 8 тыс. полувагонов, а при росте добычи до 20-30 млн. тонн – 16-24 тыс. вагонов», – отмечает Андрейченко. «По итогам 2012 года средняя оборачиваемость полувагонов в России составляла 19,1 суток. При таких показателях, для обеспечения перевозки 10 млн. тонн угля необходимо 8,7 тыс. вагонов, а в случае увеличения объемов добычи в 2-3 раза – 17,4-26,1 тыс.», – добавляет консультант «ЦТС-Консалтинг» Дмитрий Ягелло.

Кроме того, в «УВЗ-Логистик» предполагают, что синергетический эффект объединения добывающего бизнеса с транспортным позволит компании существенно снизить долю затрат на перевозки в себестоимости угля, а это, соответственно, даст возможность продавать его на наиболее выгодных условиях. Тем не менее, эксперты считают, что подобные ожидания неоправданны. «Сейчас рентабельность всех российских операторов грузовых ж/д перевозок находится примерно на одном и том же уровне, и «УВЗ-Логистик» вряд ли станет работать в убыток. Хотя, конечно, теоретически снижение себестоимости кузбасского угля за счет убытков на его транспортировке возможно. Но на деле, скорее всего, доля расходов на перевозку в себестоимости угля существенно не снизится. Однако плюсом окажется то, что прибыль от транспортных операций будет оставаться в группе», – уточняет г-н Ягелло.

И, наконец, в «УВЗ-Логистик» намерены существенно расширить географию сбыта «Заречной». «Компания будет работать не только с западными портами, но и с дальневосточными, а вместе с тем – активнее сотрудничать с российскими потребителями», – заявил г-н Еремеев. «Дальневосточные порты дают выход на потребителей из Юго-Восточной Азии, в частности – из Японии и Китая. Почти все из них сейчас переваливают уголь. Основными являются Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Шахтерск, через которые проходит 95% всего угля в Дальневосточном бассейне, – уточняет г-н Исаев. – То, как будет распределен грузопоток «Заречной» в будущем, будет зависеть, прежде всего, от текущей конъюнктуры рынков и, конечно, от решений менеджмента компании. Однако сейчас грузопоток, направленный к западным портам, переориентировать на восток было бы нецелесообразно».