Счастье… Город с таким громким названием в последние годы стал постоянным фигурантом новостных сюжетов, которые отнюдь нельзя назвать счастливыми. Дело в том, что город находится в непосредственной близости к зоне боевых действий и граничит с непризнанной ЛНР. Вот уже пятый год Счастье подвергается периодическим обстрелам с оккупированной территории.
На этот раз город, вместе с подконтрольной Украине частью Луганской области, рискует вновь оказаться в новостных хрониках. Причиной тому будут не боевые действия, а логистические проблемы с доставкой угля на Луганскую теплоэлектростанцию (Луганскую ТЭС), которая находится в городе. В чем же заключается проблема и как ее можно решить?
Козни соседей
До 2017 года Луганская ТЭС получала уголь антрацитовой группы из шахт, которые сейчас находятся под контролем непризнанной ЛНР. Но после блокады ж/д перевозок в начале прошлого года ситуация изменилась. ТЭС оказалась отрезанной от основной ж/д сети "Укрзализныци". Сообщение с НКТ прекращено по решению СНБО, а линия Кондрашевская-Новая - Лантратовка, по сути, превратилась в тупиковую. В 2017 году выдвигалось предложение соединить эту ветку со станцией Сватово, что разрешило бы вопрос ж/д логистики. Однако этот проект не был согласован Министерством инфраструктуры Украины.
Ввиду этого компания ДТЭК, в управлении которой находится ЛуТЭС, изменила логистику, и поставки антрацита начали выполняться из шахт группы, расположенных на территории РФ. В частности, Луганская ТЭС получала сырье из Шахтного управления "Обуховская" в Ростовской области (единственный возможный источник для станции на данный момент). При этом уголь завозился и завозится через погранпереход Лантратовка-Выстрел, то есть с севера Луганской области, а не с юга, как ранее. Естественно, что такой вариант удлинил путь доставки угля на пару сотен километров, но другого выхода у собственника ТЭС не было.
Железнодорожных подъездов к Луганской ТЭС по контролируемой Украиной территории нет.
В этом году над ЛуТЭС нависла новая угроза. Россия отказалась выдавать квоты на отгрузку угля на украинское предприятие. В компании ДТЭК подтвердили, что ситуация крайне напряженная. "По состоянию на 11:00 16 октября ДТЭК Луганская ТЭС работает двумя энергоблоками, несет нагрузку в 265 МВт и обеспечивает электроэнергией жителей Луганской области. С октября текущего года Российская железная дорога не подтверждает отгрузку угля в адрес Луганской ТЭС из-за невыдачи квот на поставки угля".
"Поставки угля на ТЭС с апреля 2017 года осуществлялись с актива ДТЭК в РФ - ШУ "Обуховская" (Ростовская обл.), так как станция может получать уголь по железной дороге только с территории РФ. Железнодорожных подъездов к Луганской ТЭС по контролируемой украинскими властями территории нет. До апреля 2017 года на ТЭС отгружался уголь из отдельных районов Донецкой и Луганской области. В связи с остановкой поставок Луганская ТЭС в ближайшее время будет переведена на работу одним энергоблоком для экономии топлива", - констатировали в ДТЭК
Осложнение ситуации подтверждают и в украинском правительстве. "Действительно, такая проблема существует. Компании ДТЭК в октябре отказали в выдаче квот на завоз угля из российских шахт, которые ей же принадлежат. О причинах Украину, как и ДТЭК, не уведомили. Мы будем поднимать этот вопрос на переговорах в Минске", - прокомментировал Юрий Грымчак, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.
Варианты решения
Как же можно разрешить эту ситуацию? Юрий Грымчак заверил: "Мы сделаем все возможное, чтобы Луганская область была со светом, правительство подготовило план действий". Его детали чиновник отказался уточнить, сославшись на то, что не уполномочен это делать.
Альтернативным вариантом могла бы стать доставка угля автомобилями, но логистически это мало реально ввиду плохой дороги и смерзания угля в зимний период. К тому же, этот вариант удорожает стоимость доставки угля.
Проблему "энергетического голода" на Луганской ТЭС нельзя решить и за счет более дорогого антрацита из-за рубежа. Даже в случае поставки партии угля в порты Украины, подвоз возможен только со стороны России, и уголь все равно должен пересекать границу.
Ситуацию также можно решить путем перевода станции на другое топливо. Один из вариантов - это перевод станции для работы на природном газе. Но текущий уровень тарифов на электроэнергию не покрывает себестоимость сжигания газа - при использовании дорогого газа в качестве топлива себестоимость электроэнергии и соответственно тариф повысится более чем в два раза.
Даже в случае поставок импортного угля в порты, затем его подвоз возможен только со стороны РФ, и он все равно должен пересекать границу.
Возможен вариант обеспечения питания из Объединенной энергосистемы Украины. Но в этом случае покроется только лишь часть потребляемого объема электроэнергии. Сейчас нагрузка на ЛуТЭС составляет 220-240 МВт, а по воздушным линиям можно обеспечить только 60 МВт. Следовательно, в результате прекращения генерации электроэнергии Луганской ТЭС на контролируемой территории Луганской области возникнет дефицит электрической мощности в 160-180 МВт.
Достроить 30 км железнодорожного пути до станции - это еще один из вариантов решения проблемы. Тем более, у правительства есть успешный опыт реализации стратегических логистических маршрутов в кратчайшие сроки (например, строительство железной дороги в аэропорт Борисполь).
Темное будущее?
Если сторонам не удастся договориться ни в Минске, ни между собой, то Луганскую область ожидают не самые лучшие перспективы. Луганская ТЭС - единственный источник энергоснабжения для 1 миллиона жителей Луганской области, проживающих на территории, подконтрольной Украине. В случае отсутствия решения сложившейся ситуации, под угрозой -обеспечение электроэнергией и теплом 15 городов, 28 поселков и 517 сел Луганской области, в том числе и города Счастье.
Заместитель министра Юрий Грымчак заявил, что Россия своими действиями ставит под удар и своих "союзников" в ЛНР. "Украина по доброй воле согласилась поставлять воду на оккупированную территорию, а именно в Луганск. Но без электроэнергии Попаснянский водоканал будет вынужден приостановить ее подачу", - отметил Грымчак.
Ситуация с Луганской ТЭС - лишь одна из иллюстраций более системной проблемы нехватки углей антрацитовой группы и зависимости от внешних источников поставки энергоносителей. Один из вариантов минимизации ее последствий - приоритетное использование украинского угля марки Г. В частности, Кабинету министров нужно ускориться с подписанием соответствующего распоряжения. Это решение снизит зависимость от российского угля, на который сейчас приходится 80% всего импорта топлива.
В целом, ситуация обрисовывается не очень радужная. По всей видимости, Москва пытается создать очередную точку напряжения на украинском направлении. Сначала была тихая блокада украинских портов на Азовском море. Теперь целый регион может попасть в "темную блокаду", оставшись без света. К тому же, у России появится еще один козырь. Если будет отключена подача воды в Луганск, тогда Украине можно выдвинуть очередное обвинение. Будем надеяться, что ситуация разрешится, и нам удастся избежать повторения техногенной катастрофы, как это было в Алчевске зимой 2006 года.
Читайте также Груз из Балтимора: Как разгружают уголь из США на Ладыжинской ТЭС