С начала лета Россия ввела новые санкции в отношении Украины. В этот раз, согласно опубликованному на сайте правительства РФ распоряжению Медведева, Россия инициировала, среди прочего, запрет на экспорт угля, который теперь возможен только с разрешения все того же правительства РФ.

С проблемами импорта угля Украина сталкивается не впервые за последние годы. Так, в 2017 году из-за блокады, а потом и прекращения железнодорожного сообщения с ОРДЛО, украинские предприятия вынуждены были подстроиться под политическую ситуацию и диверсифицировать поставки. Уголь пошел из США и Южной Африки - порты Пивденный и Черноморск, заточенные больше на экспорт, стали принимать панамаксы с "черным золотом".

Как сложится ситуация сейчас? Ведь, согласно статистике, в прошлом году суммарно из РФ в Украину было ввезено свыше 15 млн т угля, что составило 70% всего импорта этого вида энергоносителей.

Минус на железной дороге

Результаты введенных РФ ограничений уже заметны - по данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, запасы угля на складах тепловых электростанций генерирующих компаний за июнь снизились на 24% или на 440 тыс. т - до 1,39 млн т. 

Также влияние санкций можно отследить по железнодорожной статистике. Павел Руденко, консультант ЦТС-Консалтинг, отмечает, что в июне 2019 года железнодорожный импорт угля из РФ составил 0,52 млн т, что было на 54% меньше, чем в июне 2018 года, и на 58% меньше, чем в мае этого года. 

Но это если смотреть на сухую статистику, источники же на рынке поясняли, что упомянутые 0,52 млн т российского угля, "это то, что "доезжало" через Беларусь - законтрактованный ранее уголь, остатки поставок прежних периодов".

Июльские показатели ввоза российского угля по ж/д, как и ожидалось, оказались еще ниже июньских. "В июле 2019 года железнодорожный импорт угля из РФ составил 0,48 млн т, что на 56% меньше, чем в июле 2018 года, и на 61% меньше, чем в мае 2019-го (до начала ограничений поставок). В среднем за 2018-й и 5 месяцев 2019 года импорт угля из РФ был на уровне 1,21 млн т ежемесячно", - говорит Павел Руденко. 

Как уже было отмечено, экспортировать уголь российским компаниям все же можно будет, но только после получения специального разрешения от своего правительства. "Определяется перечень тех товаров, которые с 1 июня текущего года можно будет вывозить в Украину только на основании отдельных разрешений. В эту категорию включена продукция ТЭК, в том числе уголь, нефть и нефтепродукты", - заявлял Медведев.

Эксперты отмечают, что такой частичный запрет сузит количество компаний, имеющих право экспортировать уголь в Украину, плюс получение разрешений займет какое-то время, а значит поставки по железной дороге в ближайшие месяцы, очевидно, будут сокращаться еще больше, и Украине снова нужно будет переориентироваться на порты.

порти  

Поскольку "угольные санкции" вступили в силу 1 июня и, как было отмечено, остатки по прежним контрактам еще "доезжали" по ж/д, то портовая статистика июня не была показательна. А вот итоги июля уже подтверждают предположение об увеличении нагрузки на порты по импорту угля. 

"В июле импортная перевалка угля в украинских портах выросла на 181%, по сравнению с июлем 2018 года и составила 635,29 тыс. тонн. Если в прошлом году в июле перевалка угля была на 55% ниже, чем в июне, то в этом году динамика противоположная - июльский объем перевалки вырос на 169%, по сравнению с июнем 2019 года", - приводит свежие данные консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.

В ГП МТП Южный отчитались, что в июле превысили плановые показатели перевалки. При этом, рост перевалки был обеспечен в том числе за счет увеличения числа принятых судов с коксующимся углем. В прошлом месяце госстивидор обработал 160 тыс. т импортного коксующегося угля. На предприятии напомнили, что в июле 2018 года этот показатель был равен только 91 тыс. т. Кроме того, в августе ГП МТПЮ обработало судно с импортным энергетическим углем в объеме 75 тыс. т. Ожидается, что такие партии будут и в сентябре, но на предприятии пока не готовы конкретизировать информацию. 

У ТИС июльские показатели перевалки импортного угля существенно превзошли прошлогодние: 217,2 тыс. т в июле 2019-го против 61,1 тыс. т в аналогичном месяце прошлого года. 

В Мариупольском порту, который также в прошлом году принимал небольшие партии угля (145 тыс. т - июнь 2018 года) в июне этого года импортный уголь не переваливали. В июле 2018 года ГП ММТП обработало 75 тыс. т угля, а в июле текущего года - 69,4 тыс. т. Однако в пресс-службе госпредприятия отметили, что в перспективе еще ожидают заход судов.

Тенденцию к увеличению объемов импорта угля морским путем косвенно подтверждают и данные ГФС. Если в целом за семь месяцев года из РФ было импортировано угля на 987,2 млн долл., а из США - на 550,4 млн долл., то по итогам июля американский импортный уголь вышел на лидирующую позицию: в прошлом месяце угля из Соединенных Штатов (то есть морем) было завезено на 81,4 млн долл., в то время, как из Росии - только на 65,8 млн долл. 

Тем временем, сегодня стало известно, что в украинские порты в ближайшее время начнет поступать уголь из Колумбии. Вернее, он уже поступает. Энергохолдинг ДТЭК в рамках подготовки к началу отопительного сезона законтрактовал 300 тыс. т угля марки "Г" и 100 тыс. т антрацита. 13 августа была осуществлена поставка в порт Пивденный (на ГП МТПЮ. - ЦТС) первой партии законтрактованного газового угля из Колумбии. Следующая партия ожидается 3 сентября. Об этом сообщил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. По его словам, с учетом озвученных законтрактованных объемов, до конца года потребности энергохолдинга в импортном угле составляют порядка 1 млн т. "Мы на этом не останавливаемся, дальше будем контрактоваться, исходя из той ситуации, которая сейчас есть", - заявил Тимченко .

Портовые возможности

Как и в 2017 году, обсуждая вопрос переориентации груза с железной дороги на порты, аналитики опасаются того, справится ли портовая инфраструктура.

"Мы можем столкнуться с дефицитом глубоководных мощностей. С целью удешевления затрат на логистику, уголь, как и другие навалочные грузы стремятся перевозить крупными партиями (от 80 тыс. т до 175 тыс. т), поскольку удельная стоимость транспортировки на 1 тонну груза крупнотоннажными судами ниже. В силу ограничений по глубинам такие суда могут принимать только терминалы в акватории порта Пивденный и частично порта Черноморск", - в свою очередь отмечает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.

По его словам, по сравнению с 2015 и 2017 годам, в этом году ситуация усугубляется ростом экспорта железной руды из Украины, которая конкурирует с углем за глубоководные навалочные терминалы. "По результатам первого полугодия 2019 года загрузка навалочных терминалов в морском порту Пивденный выросла до 91%. Следует также учитывать тот факт, что терминалы в украинских портах ориентированы на экспорт грузов, их мощности на прием импорта намного ниже в силу технологических особенностей. Поэтому необходимость импортировать дополнительные объемы угля параллельно с ежегодным ростом экспорта зерновых может привести к коллапсу в портах.

2  

Если поставки угля увеличатся осенью и зимой, то к тому времени импорт и растущий объем экспорта зерновых "пересекутся" на припортовых станциях, которые и так являются "узким горлышком" в железнодорожной логистике. 

"Следует учитывать, что в условиях малого опыта в перевалке такого количества импортных грузов, традиционных для работы УЗ в пиковые периоды проблем с обеспечением тягой, скопления больших партий вагонов на припортовых станциях, высока вероятность возникновения сбоев и заторов в работе", - отмечает Андрей Исаев, добавляя, что, теоретически, запаса мощностей в портах и припортовых станциях должно все же хватить для перевалки этого грузопотока.

Рынок же менее оптимистичен, как полагают некоторые из его участников, в случае, если статус-кво с российскими ограничительными мерами сохранится, и генерирующие компании начнут в больших объемах контрактовать морские поставки энергетического угля, то уже осенью может возникнуть коллапс на перевалочных мощностях. По крайней мере, это точно коснется Пивденного, как самого глубоководного и наиболее приспособленного для приема крупных судовых партий заморского угля, не говоря уже о менее приспособленном для этих целей портe Черноморск.

Читайте также Угольное неСчастье: Почему Луганская область может остаться без света